Предыдущая страница Следующая страница

При этом происходило разделение доктрины на два направле-
ния. Одни выводили материю, или неопределенную двоицу, из
единицы, из первичного бытия как единственного истинно-сущего,
другие считали оба эти начала - единицу и двоицу - одинаково
первичными. Чем более склонны были некоторые новопифагорей-
цы понимать и определять материю как <нечто>, целиком лишенное
всяких свойств и определений, тем сильнее была потребность
принять для объяснения присущего ей сопротивления особый
источник - источник зла, который отличается от материи, но
пребывает в ней. Так возникло у этой части платоников понятие о
злой душе мира, которая изначально присутствует в материи и
противоборствует божественному влиянию.

Все эти сторонники платонизма в его пифагорейском обличье
признавали, по сути, четыре несводимых друг к другу и несопоста-
вимых начала: бестелесное начало формы, или числа; материальное
начало; начало добра и порядка, существующего в мире; наконец,
злую мировую душу - источник существующего в мире зла.

В истории этих учений обнаружилась нараставшая со временем
тенденция к сглаживанию и устранению заключавшегося в них
дуализма. Изначально тождественному разуму приписывались фор-
мы, которые рассматривались как его мысли, а материи - сопро-
тивление порядку и порождение несовершенства. Однако эта
противоположность между бестелесным совершенным началом и
началом телесным, несовершенным, не сохранилась. Задачей сгла-
дить и устранить противоположность задавалось с 1 в. н.э. все

развитие платоновско-пифагорейской философии вплоть до Пло-
тина и начавшегося с ним движения неоплатонизма.

Задача эта была в высшей степени трудна, а строго говоря -
вполне безнадежна. Предстояло объяснить, каким образом бесте-
лесное начало, или дух, может стать причиной изменения в начале
материальном. Особенно трудной представлялась эта задача для
мышления религиозно-этического, каким к этому времени стало
почти сплошь мышление философское. Оставалось непонятным,
каким образом бог - начало совершенства и чистоты - мог ока-
зывать действие на несовершенную материю и проявлять в ней свои
действия. Бог мыслится как единое бестелесное существо, он выше
всех противоположностей, лишен всех свойств, мыслимых и выра-
зимых средствами языка. Все его признаки могут мыслиться только
как отрицательные, кроме лишь одного. Этот единственный поло-
жительный признак - сила. Бог есть сила, способность создать из
материи такой мир, каков наш. Понятие о боге становилось поня-
тием о безусловно едином существе, но сохранение за ним понятия
творящей силы возвращало ему по возможности все отнятые у него
положительные признаки. Преодолеть остававшуюся здесь проти-
воположность можно было лишь допустив, что между богом и миром
стоит посредствующее звено. Это звено состоит не из гипостазиро-
ванных сил, а из родовых <идей>. <Идеи> -прообразы одноимен-
ных с ними единичных существ. Понятое таким образом
посредствующее звено действительно представляет переход от един-
ства к множеству, но оно не может быть средством для причинного
объяснения природы. Постулируемый посредствующий мир должен
быть одновременно единой и неизменной системой понятий и
множеством действующих, движущихся сил, говоря иначе, быть
одновременно и независимым и зависимым от бога.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna