|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница При этом происходило разделение доктрины на два направле- ния. Одни выводили материю, или неопределенную двоицу, из единицы, из первичного бытия как единственного истинно-сущего, другие считали оба эти начала - единицу и двоицу - одинаково первичными. Чем более склонны были некоторые новопифагорей- цы понимать и определять материю как <нечто>, целиком лишенное всяких свойств и определений, тем сильнее была потребность принять для объяснения присущего ей сопротивления особый источник - источник зла, который отличается от материи, но пребывает в ней. Так возникло у этой части платоников понятие о злой душе мира, которая изначально присутствует в материи и противоборствует божественному влиянию. Все эти сторонники платонизма в его пифагорейском обличье признавали, по сути, четыре несводимых друг к другу и несопоста- вимых начала: бестелесное начало формы, или числа; материальное начало; начало добра и порядка, существующего в мире; наконец, злую мировую душу - источник существующего в мире зла. В истории этих учений обнаружилась нараставшая со временем тенденция к сглаживанию и устранению заключавшегося в них дуализма. Изначально тождественному разуму приписывались фор- мы, которые рассматривались как его мысли, а материи - сопро- тивление порядку и порождение несовершенства. Однако эта противоположность между бестелесным совершенным началом и началом телесным, несовершенным, не сохранилась. Задачей сгла- дить и устранить противоположность задавалось с 1 в. н.э. все развитие платоновско-пифагорейской философии вплоть до Пло- тина и начавшегося с ним движения неоплатонизма. Задача эта была в высшей степени трудна, а строго говоря - вполне безнадежна. Предстояло объяснить, каким образом бесте- лесное начало, или дух, может стать причиной изменения в начале материальном. Особенно трудной представлялась эта задача для мышления религиозно-этического, каким к этому времени стало почти сплошь мышление философское. Оставалось непонятным, каким образом бог - начало совершенства и чистоты - мог ока- зывать действие на несовершенную материю и проявлять в ней свои действия. Бог мыслится как единое бестелесное существо, он выше всех противоположностей, лишен всех свойств, мыслимых и выра- зимых средствами языка. Все его признаки могут мыслиться только как отрицательные, кроме лишь одного. Этот единственный поло- жительный признак - сила. Бог есть сила, способность создать из материи такой мир, каков наш. Понятие о боге становилось поня- тием о безусловно едином существе, но сохранение за ним понятия творящей силы возвращало ему по возможности все отнятые у него положительные признаки. Преодолеть остававшуюся здесь проти- воположность можно было лишь допустив, что между богом и миром стоит посредствующее звено. Это звено состоит не из гипостазиро- ванных сил, а из родовых <идей>. <Идеи> -прообразы одноимен- ных с ними единичных существ. Понятое таким образом посредствующее звено действительно представляет переход от един- ства к множеству, но оно не может быть средством для причинного объяснения природы. Постулируемый посредствующий мир должен быть одновременно единой и неизменной системой понятий и множеством действующих, движущихся сил, говоря иначе, быть одновременно и независимым и зависимым от бога. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||