|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Главная страница Но хотя умопостигаемый мир содержит в себе идеи всех существ, принадлежащих к чувственному миру, это не <чистые> идеи Пла- тона. Филон называет их логосами, силами, даже душами и анге- лами. Логос есть первый ангел, перворожденный сын Бога, посредник между Богом и смертными. У Филона не было ясного понятия о способе возникновения логоса и умопостигаемого мира. Но у него был все же неясный зародыш последующего учения неоплатоников и гностиков об эманации, посредствующем <излучении> из первоединого неоску- девающего первоначала. Бог действует, как действует свет, не претерпевая при этом никакого изменения и никакого истощения светоносной силы. Эклектическая онтология Филона, в которой ее философское содержание подчиняется религиозному, завершается космологией, также эклектической и несамостоятельной. Материалы для нее Филон черпал из учений Платона, Стой и новопифагорейской мистики чисел. Руководящей идеей для него должен был оставаться основной догмат иудаизма-догмат о сотворении мира Богом. Поэтому для него было неприемлемо учение Аристотеля о вечном и безначальном существовании мира. И пространство, и время возникли вместе с миром. Мир сотворен, но он непреходящ. Однако возникновение мира не следует понимать в буквальном смысле, и рассказ о <днях творения> Моисеевой Книги Бытия не следует понимать как повествование о реальных промежутках времени, а только как пояснение порядка и последовательности, в какой моменты творения представляются философской мысли. Психология и антропология Филона также полны неясностей и противоречий. Человек - высшее из всех творений. Он принад- лежит и чувственному и сверхчувственному миру. По отношению к неразумной части души Филон принимает стоический материализм, запутываясь при этом в противоречиях. Так, согласно его учению, человеческий ум одновремнено и совершенен и несовершенен, и образует единство с Богом и часто отпадает от этого единства. Этика Филона эклектична, как и все в целом его учение, и представляет собой сочетание идей стоицизма, трансцендентной телеологии Платона и учения стоицизма о необходимости полного искоренения страстей (стоическая <апатия>). Важной чертой фило- софии Филона было то, что теоретическую жизнь он предпочитал практической с еще большей силой и настойчивостью, чем Аристо- тель. Однако теория (Эеюрш.), о которой говорит Филон, по сути ограничивается только познанием Бога и отношением к нему человека. Филон не верит в познавательные силы человека. Его высказывания о возможности познания часто граничат с совершен- ным скептицизмом. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||