Предыдущая страница Главная страница

Но хотя умопостигаемый мир содержит в себе идеи всех существ,
принадлежащих к чувственному миру, это не <чистые> идеи Пла-
тона. Филон называет их логосами, силами, даже душами и анге-
лами. Логос есть первый ангел, перворожденный сын Бога,
посредник между Богом и смертными.

У Филона не было ясного понятия о способе возникновения
логоса и умопостигаемого мира. Но у него был все же неясный
зародыш последующего учения неоплатоников и гностиков об
эманации, посредствующем <излучении> из первоединого неоску-
девающего первоначала. Бог действует, как действует свет, не
претерпевая при этом никакого изменения и никакого истощения
светоносной силы.

Эклектическая онтология Филона, в которой ее философское
содержание подчиняется религиозному, завершается космологией,
также эклектической и несамостоятельной. Материалы для нее
Филон черпал из учений Платона, Стой и новопифагорейской
мистики чисел. Руководящей идеей для него должен был оставаться
основной догмат иудаизма-догмат о сотворении мира Богом.
Поэтому для него было неприемлемо учение Аристотеля о вечном
и безначальном существовании мира. И пространство, и время
возникли вместе с миром. Мир сотворен, но он непреходящ. Однако
возникновение мира не следует понимать в буквальном смысле, и
рассказ о <днях творения> Моисеевой Книги Бытия не следует
понимать как повествование о реальных промежутках времени, а
только как пояснение порядка и последовательности, в какой
моменты творения представляются философской мысли.

Психология и антропология Филона также полны неясностей
и противоречий. Человек - высшее из всех творений. Он принад-

лежит и чувственному и сверхчувственному миру. По отношению
к неразумной части души Филон принимает стоический материализм,
запутываясь при этом в противоречиях. Так, согласно его учению,
человеческий ум одновремнено и совершенен и несовершенен, и
образует единство с Богом и часто отпадает от этого единства.

Этика Филона эклектична, как и все в целом его учение, и
представляет собой сочетание идей стоицизма, трансцендентной
телеологии Платона и учения стоицизма о необходимости полного
искоренения страстей (стоическая <апатия>). Важной чертой фило-
софии Филона было то, что теоретическую жизнь он предпочитал
практической с еще большей силой и настойчивостью, чем Аристо-
тель. Однако теория (Эеюрш.), о которой говорит Филон, по сути
ограничивается только познанием Бога и отношением к нему
человека. Филон не верит в познавательные силы человека. Его
высказывания о возможности познания часто граничат с совершен-
ным скептицизмом.

Предыдущая страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna