|
|
|
---|---|---|
|
||
Главная страница Следующая страница XII. НЕОПЛАТОНИЗМ Образование огромной Римской империи, сильной своей воен- ной мощью и административной организацией, сопровождалось глубокими изменениями в сознании общества и угнетенных масс населения. Это была эпоха крушения поглощенных и покоренных Римом древних государств, утративших политическую самостоя- тельность, время обеднения масс и образования в Риме крупного контингента паразитических элементов. В быстро следовавших друг за другом политических переменах, возвышениях и падениях от- дельных лиц судьба личности становится все более проблематичной, ненадежной, шаткой и переменчивой. Растут имущественные и социальные противоречия, растет сумма зла и неблагополучия в общественной жизни, учащаются бедствия и катастрофы в личном существовании. В такие суровые эпохи легко усиливается тяга обездоленных, потерпевших крушение людей и целых обществ к религии. Согласно характеристике Маркса, религия есть одновременно и <опиум на- рода>, и <вздох угнетенной твари>, и <душа бездушного мира>. К исходу эры, предшествующей началу нашего летоисчисления, стремление к религиозному самозабвению и утешению усиливается в <бездушном мире> Рима и в его провинциях. Для научно мыслящих умов открывается возможность творчества в специальных науках. Эти отдельные науки обособляются из единства, которое они составляли прежде с философией. Математика, астрономия, меха- ника, медицина, филология, риторика, литературная критика, ли- тературоведение становятся специальными науками, требующими специальных знаний и профессиональной подготовки. Развивается специальная эрудиция, возникают научные, иногда огромные, биб- лиотеки и хранилища рукописей. Не только Афины, но и Алексан- дрия, Пергам, Родос становятся крупными научными центрами. Одновременно с этими процессами наблюдается и другое: с Востока на Запад проникает и распространяется волна религиозных учений, культов, мистерий. Эти учения и культы по всей империи находят благоприятную почву и атмосферу для своего упрочения и развития и всюду перемешиваются. Терпимость римских импера- торов к чужеземным, по большей части восточным, культам спо- собствует не только их появлению и укоренению в Риме, но и взаимодействию между ними, их <сплаву>, смешению (синкретиз- му). Отвечая на запросы общества, сама философия становится религиозной, а в некоторых учениях даже мистической. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||