Главная страница Следующая страница

XII. НЕОПЛАТОНИЗМ

Образование огромной Римской империи, сильной своей воен-
ной мощью и административной организацией, сопровождалось
глубокими изменениями в сознании общества и угнетенных масс
населения. Это была эпоха крушения поглощенных и покоренных
Римом древних государств, утративших политическую самостоя-
тельность, время обеднения масс и образования в Риме крупного
контингента паразитических элементов. В быстро следовавших друг
за другом политических переменах, возвышениях и падениях от-
дельных лиц судьба личности становится все более проблематичной,
ненадежной, шаткой и переменчивой. Растут имущественные и
социальные противоречия, растет сумма зла и неблагополучия в
общественной жизни, учащаются бедствия и катастрофы в личном
существовании.

В такие суровые эпохи легко усиливается тяга обездоленных,
потерпевших крушение людей и целых обществ к религии. Согласно
характеристике Маркса, религия есть одновременно и <опиум на-
рода>, и <вздох угнетенной твари>, и <душа бездушного мира>.

К исходу эры, предшествующей началу нашего летоисчисления,
стремление к религиозному самозабвению и утешению усиливается
в <бездушном мире> Рима и в его провинциях. Для научно мыслящих
умов открывается возможность творчества в специальных науках.
Эти отдельные науки обособляются из единства, которое они
составляли прежде с философией. Математика, астрономия, меха-
ника, медицина, филология, риторика, литературная критика, ли-
тературоведение становятся специальными науками, требующими
специальных знаний и профессиональной подготовки. Развивается
специальная эрудиция, возникают научные, иногда огромные, биб-
лиотеки и хранилища рукописей. Не только Афины, но и Алексан-
дрия, Пергам, Родос становятся крупными научными центрами.

Одновременно с этими процессами наблюдается и другое: с
Востока на Запад проникает и распространяется волна религиозных
учений, культов, мистерий. Эти учения и культы по всей империи
находят благоприятную почву и атмосферу для своего упрочения и
развития и всюду перемешиваются. Терпимость римских импера-
торов к чужеземным, по большей части восточным, культам спо-
собствует не только их появлению и укоренению в Риме, но и
взаимодействию между ними, их <сплаву>, смешению (синкретиз-
му). Отвечая на запросы общества, сама философия становится
религиозной, а в некоторых учениях даже мистической.

Главная страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna