Предыдущая страница Следующая страница

Указывают на наличие в мире бедствий. Однако бедствия - не
что иное, как детская игра, и существенны они только с нашей
точки зрения, а в отношении к целому значения не имеют. Не имеет
значения и наличное в мире нравственное зло, так как оно карается
либо в настоящей жизни, либо в будущей. Даже печальнейший факт
в жизни чувственного мира - поедание живыми существами друг
друга-не столь ужасен, если учесть, что существа этого мира
должны иметь конец, а потому лучше, если своей гибелью они будут
поддерживать жизнь других существ.

Из небесных тел наихудшее - Земля, самые совершенные су-
щества - ближайшие к небесной периферии. Звезды и планеты
состоят из эфира - особой стихии - и находятся в круговом дви-
жении, наиболее совершенном, так как оно - точнейший образ

<Ума>; в качестве внутреннего, движение <Ума> есть одновременно
и движение и стояние: в чувственном мире оно наиболее приближается
к круговому, так как заставляет предмет двигаться в одном и том же
месте. Так как мир - порождение вещества и мысли, то и движение
мира должно быть замкнутым в себе, круговым движением.

Плотин утверждал высшую разумность небесных светил; они
лишены всех низших психических функций, каковы, например,
память и восприятие, и деятельность их - исключительно деятель-
ность разума. Поэтому все, кто обращается к светилам с молитвой
и рассчитывает быть услышанным, надеясь на способность их к
чувственному восприятию, ошибаются.

Не только светила - разумные существа, но и наша Земля
одушевлена, так как одушевленный в целом мир не может состоять
из существ неодушевленных, и состоящая из огромного множества
одушевленных существ Земля не может не быть сама одушевленной.
По учению Плотина, в чувственном мире, кроме видимых богов,
существуют и невидимые. Видимые боги - небесные светила. Не
ясно представление Плотина о невидимых богах чувственного мира.
Плотин, помимо богов, признает также существование демонов,
сближаясь в этом веровании с греческим народным политеизмом.
Демоны - существа средние между богами и душой человека.
Демоны имеют больше силы, чем душа человека, однако не лишены
низших проявлений психической жизни. Так единое божество
расширяется у Плотина в одну непрерывную иерархию, или града-
цию божеств.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna