|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Указывают на наличие в мире бедствий. Однако бедствия - не что иное, как детская игра, и существенны они только с нашей точки зрения, а в отношении к целому значения не имеют. Не имеет значения и наличное в мире нравственное зло, так как оно карается либо в настоящей жизни, либо в будущей. Даже печальнейший факт в жизни чувственного мира - поедание живыми существами друг друга-не столь ужасен, если учесть, что существа этого мира должны иметь конец, а потому лучше, если своей гибелью они будут поддерживать жизнь других существ. Из небесных тел наихудшее - Земля, самые совершенные су- щества - ближайшие к небесной периферии. Звезды и планеты состоят из эфира - особой стихии - и находятся в круговом дви- жении, наиболее совершенном, так как оно - точнейший образ <Ума>; в качестве внутреннего, движение <Ума> есть одновременно и движение и стояние: в чувственном мире оно наиболее приближается к круговому, так как заставляет предмет двигаться в одном и том же месте. Так как мир - порождение вещества и мысли, то и движение мира должно быть замкнутым в себе, круговым движением. Плотин утверждал высшую разумность небесных светил; они лишены всех низших психических функций, каковы, например, память и восприятие, и деятельность их - исключительно деятель- ность разума. Поэтому все, кто обращается к светилам с молитвой и рассчитывает быть услышанным, надеясь на способность их к чувственному восприятию, ошибаются. Не только светила - разумные существа, но и наша Земля одушевлена, так как одушевленный в целом мир не может состоять из существ неодушевленных, и состоящая из огромного множества одушевленных существ Земля не может не быть сама одушевленной. По учению Плотина, в чувственном мире, кроме видимых богов, существуют и невидимые. Видимые боги - небесные светила. Не ясно представление Плотина о невидимых богах чувственного мира. Плотин, помимо богов, признает также существование демонов, сближаясь в этом веровании с греческим народным политеизмом. Демоны - существа средние между богами и душой человека. Демоны имеют больше силы, чем душа человека, однако не лишены низших проявлений психической жизни. Так единое божество расширяется у Плотина в одну непрерывную иерархию, или града- цию божеств. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||