|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Все отдельные души происходят из одной Души как из высшего божественного начала. Существенное единство Души проявляется в способности людей сочувствовать друг другу, радоваться чужой радостью и печалиться чужой печалью. Учение Плотина об обращении души вовне "^T приводит его к материи. Вслед за Платоном Плотин доказывает, что образование мира предполагает материю, или небытие. Так как качества, необходимые в чувственном мире, возникают и исчезают и так как возникновение из ничего невоз- можно, то должен существовать субстрат, на котором существуют те или другие свойства. Этот субстрат не есть тело, так как тело состоит из материи и формы. Поэтому, чтобы получить понятие о материи, необходимо отвлечься от всех свойств, приписываемых телесному бытию, даже от величины и от сложности. Поэтому материя есть нечто безусловно простое, безусловно лишенное всех качеств, безусловно неопределенное. В качестве безусловно неоп- ределенного материя есть безусловное лишение формы, лишение красоты и, стало быть, безусловно злое, не сущее (цп o'v). От мира идей чувственный мир отличается как мир 1) протя- женный в пространстве, 2) длящийся во времени, 3) неистинный. Чувственному миру доступна только тень, или призрак истины. Но если сама по себе материя рассматривается как злое начало, то в учении Плотина о происхождении мира есть и другая сторона. Рождающийся мир должен носить в себе хотя бы след того порядка, который принадлежит его первообразу. Силы, образующие мир, - разумные мысли (^yoi). В них бессознательно запечатлены поня- тия, источник которых - в идеальном мире. Поэтому порядок событий, происходящих в чувственном мире, -не наихудшее, а наилучшее подражание миру идей. В этом смысле Плотин рассмат- ривает чувственный мир даже как совершенное существо, поскольку вообще, при существовании материи, он может быть совершенным. Даже борьба и антагонизм элементов, борющихся в чувственном мире друг с другом, есть средство осуществления единства. В мире - как в драме, где борьба действующих лиц способствует осуществ- лению единой мысли трагического произведения. Единство борю- щихся друг с другом элементов осуществляется мощью души, преодолевающей их антагонизм. Нет оснований для предположе- ния, что единство это не осуществляется. Без различия частей предметов в мире не существует ни красоты, ни гармонии. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||