|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Таким образом, она есть в то же время и носительница жизнен- ности, расцвета в садахдуха, пена в искрометном кубке тех точечных солнц, из которых распускается цветок единого духовного пламени. Поэтому Плотин называет ее средством, ведущим к <упрощению> души, т. е. к ее непосредственному единению с богом, - выраже- ние, в котором смерть и любовь, и в то же время <теоретическое познание> Аристотеля соединены с диалектикой Платона. Но так как эти определения, так сказать, предопределены у Платона и Аристотеля, а не развиты в силу имманентной необходимости, их погружение в эмпирически индивидуальное сознание проявля- ется у Плотина как состояние, а именно - состояние экстаза> [38. С. 203]. 2. ПОРФИРИЙ Крупнейшим и талантливейшим из неоплатоников после Пло- тина был Порфирий (232 -ок. 301-304). Учеником Плотина он стал в 262-263 гг. Плодовитый писатель, ученый и философ, Порфирий был известен в различных областях философии и рели- гии, как ученый работал в сфере математики, гармоники, риторики, грамматики и истории. Из теоретических философских работ Пор- фирия мировую славу приобрело <Введение в Категории Аристоте- ля>, известное также под названием <О пяти звучаниях>. Трактат этот неоднократно переводился и комментировался многими уче- ными Византии, Востока и Запада. Он излагает логическое учение о признаках понятия (род, вид, видовое различие, признак собст- венный и несобственный, или случайный). Порфирий писал также космологические и астрологические сочинения, полемические ра- боты против христианства и многие другие. Им были написаны комментарии к лекциям Плотина и к ряду важнейших диалогов Платона. Он комментировал не только Платона, но также и Ари- стотеля, особенно логические труды, и был вообще крупнейшим логиком неоплатонизма. Рядом с теоретическими трактатами у него идут работы, посвященные практической философии. Разработка ее вопросов по интенсивности даже превосходит разработку вопро- сов теоретических. Такими были сочинения, в которых он излагал учения о политических добродетелях, об очищении от аффектов, о добродетелях, обращающихся к уму, и о добродетелях, в которых сам ум становится образцом для духовной жизни. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||