Предыдущая страница Следующая страница

Таким образом, она есть в то же время и носительница жизнен-
ности, расцвета в садахдуха, пена в искрометном кубке тех точечных
солнц, из которых распускается цветок единого духовного пламени.
Поэтому Плотин называет ее средством, ведущим к <упрощению>
души, т. е. к ее непосредственному единению с богом, - выраже-
ние, в котором смерть и любовь, и в то же время <теоретическое
познание> Аристотеля соединены с диалектикой Платона. Но так
как эти определения, так сказать, предопределены у Платона и

Аристотеля, а не развиты в силу имманентной необходимости,
их погружение в эмпирически индивидуальное сознание проявля-
ется у Плотина как состояние, а именно - состояние экстаза> [38.
С. 203].

2. ПОРФИРИЙ

Крупнейшим и талантливейшим из неоплатоников после Пло-
тина был Порфирий (232 -ок. 301-304). Учеником Плотина он
стал в 262-263 гг. Плодовитый писатель, ученый и философ,
Порфирий был известен в различных областях философии и рели-
гии, как ученый работал в сфере математики, гармоники, риторики,
грамматики и истории. Из теоретических философских работ Пор-
фирия мировую славу приобрело <Введение в Категории Аристоте-
ля>, известное также под названием <О пяти звучаниях>. Трактат
этот неоднократно переводился и комментировался многими уче-
ными Византии, Востока и Запада. Он излагает логическое учение
о признаках понятия (род, вид, видовое различие, признак собст-
венный и несобственный, или случайный). Порфирий писал также
космологические и астрологические сочинения, полемические ра-
боты против христианства и многие другие. Им были написаны
комментарии к лекциям Плотина и к ряду важнейших диалогов
Платона. Он комментировал не только Платона, но также и Ари-
стотеля, особенно логические труды, и был вообще крупнейшим
логиком неоплатонизма. Рядом с теоретическими трактатами у него
идут работы, посвященные практической философии. Разработка
ее вопросов по интенсивности даже превосходит разработку вопро-
сов теоретических. Такими были сочинения, в которых он излагал
учения о политических добродетелях, об очищении от аффектов, о
добродетелях, обращающихся к уму, и о добродетелях, в которых
сам ум становится образцом для духовной жизни.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna