|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Порфирий придавал большое значение практической мистике, которую он во многих сочинениях защищал и оправдывал. Впрочем, возможно, что он оставлял практическую мистику для философски непросвещенных кругов, а для себя сохранял путь чистой теории. По крайней мере, в сочинении <О граде Божьем> Августин сооб- щает, что у Порфирия был трактат <Восхождение души>, где развивалось учение о двойном пути. Это путь чистого умозрения для философов и путь теургии (учения о способах воздействия на богов) -для толпы. 3. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА В IV И V ВВ. Н.Э. СИРИЙСКАЯ ШКОЛА Ответвлением неоплатонизма была в IV в. н.э. его сирийская школа. Основателем ее стал ученик Порфирия Ямвлих, происхо- дивший из Халкиды в Нижней Сирии. У Порфирия он учился в Риме, сам преподавал философию в Сирийской Апамее. Он про- должил развитие неоплатонизма, отклоняясь от Плотина, и еще больше, чем Плотин, удалился в сферу практической мистики. Литературное наследие Ямвлиха обширно. Из написанного им <Свода пифагорейских учений> (знатоком которых он был) до нас дошли трактаты <О пифагорейской жизни>, <Об общей математи- ческой науке>, <О математическом введении Никомаха>, <Увещание к философии> и <Теологумены арифметики>, безосновательно за- подозренные в неподлинности. В <Теологуменах> Ямвлих развивал учение пифагорейцев о всех числах декады, чего мы не находим больше ни у кого из известных нам античных авторов. В не дошедших до нас частях <Свода> излагались учение о числах, музыке, геометрия и астрономия. Среди погибших трактатов Ямв- лиха были комментарии на диалоги Платона <Тимей>, <Филеб>, <Парменид> и <Федр>, а также комментарии на сочинения Аристо- теля - не только на его <Физику>, но и на логические работы: <Категории>, <Об истолковании>, <Первая Аналитика>. Среди уте- рянных сочинений Ямвлиха было <Совершеннейшее халдейское богословие> - свидетельство типичного для эпохи позднего элли- низма интереса греков к восточной религии и мистике. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||