|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Теоретическая философия Ямвлиха продолжает начавшуюся уже до него разработку основных категорий Плотина: Единого, Ума и Души. Категории эти у Ямвлиха еще более дифференцируются и оформляются терминологически. Так, в <Едином> Плотина Ямвлих различает два единых. Первое из них - как у самого Плотина - выше всякого бытия, всякого познания и всякого наименования. Второе есть начало всего последующего и потому именуется не только Единым, но и Благом. Но это различение - только начало дальнейшего, которое принимает педантический вид строго триа- дического построения, далеко, впрочем, не ясного. Здесь у Ямвлиха уже выступает характерная для позднего неоплатонизма схоластич- ность, схематизм, проникающие даже в наиболее <диалектические> его построения. У Ямвлиха эти построения густо пронизаны мис- тикой. Согласно его учению, и <чистые умы> и <душа> - надмиро- вые боги. Ниже их располагаются в космосе небесные боги. Они <водительствуют> по отношению к 12 мировым сферам -земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира. Число богов все увели- чивается. Так как 12 небесных богов также образуют триады, то их оказывается всего 36, а после умножения их числа на 10 (может быть, ввиду календарных соображений: древний год = 360 дней) число их достигает 360. Время Ямвлиха было эпохой, когда не только в Сирии, но и во всей Римской империи умирающий античный политеизм вступил в последний этап своей борьбы с надвигавшимся на него и близким к своей окончательной победе христианством. Ямвлих, так же как и Прокл, действовавший после него в V в. в культурном центре античного мира Афинах, стремился провести восстановление древ- него греческого политеизма, философски восстановить Олимп со всеми его богами. Отсюда удивляющая нас теперь дробность ми- фологии Ямвлиха, наличие в ней огромного сонма богов. В своей практической философии Ямвлих также проводит линию восстановления языческой религии. Он стремится восстановить все ее верования, все обряды и культовые действия, все предания о чудесах, все предзнаменования и молитвы. Тенденции этой посвя- щена антропология Ямвлиха: главным в человеке он считает не направленность на созерцание природы и космоса, а веру в богов и общение с ними. Добродетели моральные и политические Ямвлих считает только низшими ступенями. Высшая - добродетель абсо- лютного единения с богами. Задача Ямвлиха - постигнуть суть те- ургии, мантики, жертвоприношения и молитвы. Он стремится классифицировать все основные явления в каждой из этих религи- озных областей. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||