|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Еще последовательнее и настойчивее, чем Ямвлих, Прокл про- водит принцип и метод триадического построения и изложения. В основе этого метода лежит учение о том, что само развитие предмета триадично. Оно является таким и в большом и в малом, и в общем и в деталях, и в самом возвышенном и в самом низком. По триадам развивается и строится у Прокла все в мире богов и в мире живых существ, во всем космосе и в сфере философии, мифологии и мантики. В триаде Прокл различает три момента. Первый из них - пребывание в себе. Другие названия для него -причина, недели- мое единство, <наличие>, <отец>, <потенция>. Второй момент три- ады - выступление- из себя (npAoSoq), иначе - эманация за свои пределы, причинение или действие в виде причины. Это переход из единства во множество, начало делимости, <мать>, энергия. Третий момент - возвращение из <инобытия> обратно в себя (етсбтрофп), возвышение от дробности и множества вновь в недели- мое единство, в расчлененное единство, в <эйдос> или единораз- дельную сущность. Итак, в своей основе эти три момента образуют <пребывание>, <выступление> и <возвращение>. Это та же триада Плотина, в которой диалектика Единого, Ума и Души выработана в четкую триадическую схему, более рассудоч- ную и более схоластическую, чем у Плотина. В учении о Едином - первом звене триады - Прокл опирается на расчленение Единого, разработанное в предшествующей тради- ции неоплатонизма, и прежде всего у Ямвлиха. Как и Ямвлих, он отличает от безусловно непознаваемого Единого другое Единое. Это последнее уже содержит в себе некоторую множественность, но так как оно лишено еще всяких качеств, то оно предшествует даже Уму, существует между безусловным Единым и Умом. Называется эта ступень у Прокла числом, иначе - <над-бытийными единицами>. Принципиально учение это было намечено уже у Платона и в неоплатонизме -у Плотина. Триадическому расчленению подвергается у Прокла также и второе после Единого звено основной триады -Ум, который тол- куется по разным ступеням: |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||