|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Главная страница 1. Как Ум мыслимый, т. е. <интеллигибельный> (voriToq), или <пребывание в себе>. На этой ступени Ум - предмет для него самого, или <бытие>. 2. На второй ступени Ум выходит из себя и есть мышление Умом самого себя. Это ум <интеллектуальный>, или ум <мыслящий> (voepoq), т. е. <ум> в собственном обычном смысле слова. 3. На третьей ступени Ум есть возвращение к самому себе, или тождество бытия и мышления. Это Ум <интеллигибельно-интел- лектуальный>, иначе -<жизнь-в-себе> ((хито^юоу). Формально триада Ума у Прокла как будто напоминает триаду Гегеля в немецком классическом идеализме. Но есть между ними важное различие. В триаде Гегеля <эманация> мыслится как возра- стающая: синтез, или третий момент, в ней полнее и богаче предшествующих двух. В триаде Прокла, напротив, <развитие> понимается не как прогрессивное, а как регрессивное: в ней наиболее полным и богатым Умом оказывается <интеллигибель- ный> (мыслимый), а наиболее бедным - <интеллектуальный> (мыслящий). Наивысшие и идеальнейшие боги выражают собой <интеллиги- бельный> ум. Здесь три триады согласно триадическому закону, указанному Платоном в <Филебе>: 1) предел; 2) беспредельное; 3) смешанное из предела и беспредельного. На этом, впрочем, триадическая классификация богов из обла- сти Ума у Прокла не заканчивается: развиваются все новые их триады, которые в своем дальнейшем развитии становятся в изве- стных звеньях из триад гебдомадами, т. е. седьмерицами. Третья гебдомада интеллектуальных богов, именуемая Зевсом, в своем седьмом члене представляет переход к душам и называется <источ- ником душ>. Триадический принцип рассмотрения сохраняется у Прокла также и для третьего момента основной триады - для мира Души - и обнимает души божественные, демонические и человеческие со всеми их дальнейшими подразделениями. Учение Прокла оказалось последней системой эллинистическо- го неоплатонизма, пытавшейся подвести итог его развитию и сохранить его духовное достояние и идейное господство. Задача эта не могла быть успешно разрешена, несмотря на положение Прокла в Афинах как главы Академии и несмотря на его мощный система- тизаторский талант и могучий аналитический ум. Система Прокла не могла противостоять христианству не только как побеждающая сила, но даже как сила духовная, направленная на консервацию и реставрацию уходящего в прошлое греческого многобожия и свя- занной с ним философии. И в этом нет ничего удивительного. Ведь христианство было господствующей в империи и даже признанной государственной религией уже в течение двух полных столетий. В 529 г. декретом императора Юстиниана была закрыта плато- новская Академия в Афинах. Античная философия прекратила свое тысячелетнее существование. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||