|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Как и все предыдущие определения Единого, самодовление - чисто отрицательное определение и означает только независимость первого бытия. Но и с понятием самодовления устанавливается, что единое - благо, и это имеет значение положительного определения. Однако самодовление оказывается благом лишь в известном смысле и только для другого бытия. Все остальное бытие, стре- мящееся к первоединому, причастно благу, лишь поскольку причастно к единству. В качестве блага Единое не есть деятельность, так как не имеет цели внешней по отношению к себе. В качестве самодовлеющего Единое не имеет нужды и в мышлении: ведь мышление есть процесс познания и предполагает незнание, а это есть некоторый недоста- ток. Но самодовлеющее не есть и незнание, ибо незнание всегда предполагает внешнее бытие, по отношению к которому оно есть незнание. Но вне первоначала нет ничего. Наконец, самодовлеющее первоначало не есть и мысль, обра- щенная на самое себя. В такой мысли всегда налицо два элемента: мыслимое и мыслящее, но первое начало просто. В итоге все предикаты первоединого оказались чисто отрица- тельными. Остается мыслимой еще одна возможность: не будет ли первоединое положительным в качестве условия всего существую- щего? Но это невозможно, так как, согласно Плотину, не Единое становится в отношение условия или причины ко всему остальному, а, напротив, все остальное становится в отношение к нему как к Единому. Но если, таким образом, все предикаты единого перво- начала только отрицательные, то каким образом можно говорить о том, что первоначало познаваемо? В ответ на этот вопрос Плотин развивает свое учение о знании. По Плотину, существуют два способа позна- чение о знании ^^ ^ ^ ^ чувство и 2 ) ^ Из них чувство не может быть средством познания первоначала. Но категории и общие понятия ума не имеют отношения к Единому, ибо единое выше всякого определения. Из всех категорий высшая -категория бытия. Но и она не- приложима к Единому. Категория бытия разделяет сущее и единое: Единое становится здесь предикатом сущего. В свою очередь, сущее - то, что имеет вид, форму. Однако к первоначалу непри- ложимы ни вид, ни форма: первоначало не может иметь никакого мысленного образа. Что касается остальных категорий, то они все связаны с категорией бытия и так же, как и она, не могут быть приложимы к Единому. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||