Предыдущая страница Следующая страница

Как и все предыдущие определения Единого, самодовление -
чисто отрицательное определение и означает только независимость
первого бытия. Но и с понятием самодовления устанавливается, что
единое - благо, и это имеет значение положительного определения.
Однако самодовление оказывается благом лишь в известном
смысле и только для другого бытия. Все остальное бытие, стре-
мящееся к первоединому, причастно благу, лишь поскольку
причастно к единству.

В качестве блага Единое не есть деятельность, так как не имеет
цели внешней по отношению к себе. В качестве самодовлеющего
Единое не имеет нужды и в мышлении: ведь мышление есть процесс
познания и предполагает незнание, а это есть некоторый недоста-
ток. Но самодовлеющее не есть и незнание, ибо незнание всегда
предполагает внешнее бытие, по отношению к которому оно есть
незнание. Но вне первоначала нет ничего.

Наконец, самодовлеющее первоначало не есть и мысль, обра-
щенная на самое себя. В такой мысли всегда налицо два элемента:
мыслимое и мыслящее, но первое начало просто.

В итоге все предикаты первоединого оказались чисто отрица-
тельными. Остается мыслимой еще одна возможность: не будет ли
первоединое положительным в качестве условия всего существую-
щего? Но это невозможно, так как, согласно Плотину, не Единое
становится в отношение условия или причины ко всему остальному,
а, напротив, все остальное становится в отношение к нему как к
Единому. Но если, таким образом, все предикаты единого перво-
начала только отрицательные, то каким образом можно говорить о
том, что первоначало познаваемо? В ответ на этот вопрос Плотин
развивает свое учение о знании.

По Плотину, существуют два способа позна-
чение о знании   ^^ ^ ^ ^ чувство и 2 ) ^ Из них чувство не может

быть средством познания первоначала. Но категории и общие

понятия ума не имеют отношения к Единому, ибо единое выше
всякого определения.

Из всех категорий высшая -категория бытия. Но и она не-
приложима к Единому. Категория бытия разделяет сущее и единое:
Единое становится здесь предикатом сущего. В свою очередь,
сущее - то, что имеет вид, форму. Однако к первоначалу непри-
ложимы ни вид, ни форма: первоначало не может иметь никакого
мысленного образа. Что касается остальных категорий, то они все
связаны с категорией бытия и так же, как и она, не могут быть
приложимы к Единому.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna