|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Если, таким образом, Единое безусловно лишено всех предика- тов, то каким способом оно может быть познано? Такое познание все же возможно. Каждый предмет - Единое, следовательно, каж- дый предмет есть душа. Он даже больше душа, чем протяжение, следовательно, причастен безусловно простому. Поэтому душа мо- жет возвыситься до первоединого. Однако возможно это не при помощи чувства, или мысли, или слова, а только при помощи особой сосредоточенности на познаваемом предмете. Эта сосредо- точенность - созерцание, отрешающееся от всего, что не есть еди- ное, и сосредоточивающееся на безусловно простом. Слово <созерцание> здесь даже недостаточно точно, так как предполагает разделение на созерцаемое и созерцающее, а эта двойственность противоречит природе Единого. Постижение, о котором здесь говорит Плотин, есть непосредственное слияние с Единым, при котором Душа и Единое совпадают. Охарактеризовав природу Единого и способ Генезис мира п его постижения, Плотин пытается разъяснить, как и в каком порядке все существующее происходит из Единого. Учение это вполне мистично и идеалистично. Кроме того, оно вполне иррационалистично. Речь идет не о происхождении сущего во времени. Не только высшее начало, т. е. первоединое, но и чувственный мир существует, согласно учению Плотина, вечно. Вопрос о <происхождении> тем самым поставлен вне времени и сводится к вопросу о зависимости одного бытия от другого. Сначала объясняется <происхождение> второго начала. Оно происходит не посредством движения, так как иначе оно не было бы вторым началом, а таким началом было бы именно движение. Оно происходит с необходимостью, но не из какой-либо потребно- сти первоединого, а только из полноты его бытия. При этом первоединое не испытывает никакого изменения, умаления, разде- ления, а второе начало не отделяется от первого. Этот способ происхождения второго начала из первого поясня- ется так: Единое, преисполненное бытия, как бы переливается через собственный край и, переступая свою границу, порождает другое бытие. При этом Единое остается единым, остается полнотой бытия и после происхождения второго начала. Так, согласно сравнению Плотина, Солнце вечно сохраняет всю полноту своего бытия, а от |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||