Предыдущая страница Следующая страница

Если, таким образом, Единое безусловно лишено всех предика-
тов, то каким способом оно может быть познано? Такое познание
все же возможно. Каждый предмет - Единое, следовательно, каж-
дый предмет есть душа. Он даже больше душа, чем протяжение,
следовательно, причастен безусловно простому. Поэтому душа мо-
жет возвыситься до первоединого. Однако возможно это не при
помощи чувства, или мысли, или слова, а только при помощи
особой сосредоточенности на познаваемом предмете. Эта сосредо-
точенность - созерцание, отрешающееся от всего, что не есть еди-
ное, и сосредоточивающееся на безусловно простом. Слово

<созерцание> здесь даже недостаточно точно, так как предполагает
разделение на созерцаемое и созерцающее, а эта двойственность
противоречит природе Единого. Постижение, о котором здесь
говорит Плотин, есть непосредственное слияние с Единым, при
котором Душа и Единое совпадают.

Охарактеризовав природу Единого и способ
Генезис мира                   п
его постижения, Плотин пытается разъяснить,

как и в каком порядке все существующее происходит из Единого.
Учение это вполне мистично и идеалистично. Кроме того, оно
вполне иррационалистично. Речь идет не о происхождении сущего
во времени. Не только высшее начало, т. е. первоединое, но и
чувственный мир существует, согласно учению Плотина, вечно.
Вопрос о <происхождении> тем самым поставлен вне времени и
сводится к вопросу о зависимости одного бытия от другого.

Сначала объясняется <происхождение> второго начала. Оно
происходит не посредством движения, так как иначе оно не было
бы вторым началом, а таким началом было бы именно движение.
Оно происходит с необходимостью, но не из какой-либо потребно-
сти первоединого, а только из полноты его бытия. При этом
первоединое не испытывает никакого изменения, умаления, разде-
ления, а второе начало не отделяется от первого.

Этот способ происхождения второго начала из первого поясня-
ется так: Единое, преисполненное бытия, как бы переливается через
собственный край и, переступая свою границу, порождает другое
бытие. При этом Единое остается единым, остается полнотой бытия
и после происхождения второго начала. Так, согласно сравнению
Плотина, Солнце вечно сохраняет всю полноту своего бытия, а от

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna