|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Фрагмент этот толковали в том смысле, будто Гераклит отвергает в нем чувственное познание как несовершенное, будто при помощи зрения и слуха мы не можем получить верного знания о природе. Но мысль Гераклита не такова. Он говорит, что внешние чувства не дают истинного знания только тем людям, у которых грубые души. Стало быть, дело не в самих внешних чувствах, а в том, каковы люди, обладающие этими чувствами. У кого души не грубые, у того и внешние чувства способны давать истинное знание. Но чувства, по Гераклиту, не могут дать полного, окончатель- ного знания о природе вещей. Такое знание дает нам только мышление. Однако мышление Гераклит представлял себе, по всей видимости, как познавательную деятельность, не отдельную от чувств, а завершающую деятельность внешних чувств, способную приводить людей, души которых не грубы, к истинному познанию. Может быть, в этом смысле Гераклит говорит в 112-м фрагменте, что <мышление есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней> [там же]. Мудрость отвлекается и отвращается от всего, что не есть истина. Таков, надо полагать, смысл 108-го фрагмента, в котором Гераклит заявляет: <Из тех, чьи речи я слышал, ни один не дошел до познания, что мудрость есть от всего отрешенное> [там же]. Но хотя большинству людей недоступно истинное познание и хотя большинство не знает правящего миром <логоса>, Гераклит вовсе не считает такое положение вещей неизбежным. В принципе Гераклит полагает способность к познанию истины, общей для всех людей, а человеческий род -причастным к разуму. Всего вырази- тельнее он высказывает это свое убеждение в 116-м фрагменте, где он прямо утверждает, что <всем людям дано познавать самих себя и быть разумными> [35. Т. 1. С. 165]. И, кажется, в этом же смысле он говорит в 115-м фрагменте, что <душе присущ логос, сам себя умножающий> [там же]. Как бы ни решал Гераклит вопрос об отношении мышления к чувствам, или ощущениям, бесспорны попытки Гераклита возвести душу в целом к ее материальной основе. Такую основу Гераклит видит в сухом огненном веществе. Физике огня в психологии Гераклита соответствует учение об огненной <психее>. В связи с этим Гераклит утверждает, будто мудрейшая и наилучшая та душа, природа которой характеризуется <сухим блеском> [там же]. И наоборот, наихудшая душа у пьяниц: <Пьяный шатается, и его ведет незрелый юноша. Он не замечает, куда идет, так как душа его влажная> [там же]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||