|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Особое негодование Гераклита вызывает Гесиод. Это видно из 57-го фрагмента, где Гераклит противопоставляет поверхностному многознанию углубленное понимание таящегося от внешних взоров единства противоположностей: <Учитель же толпы - Гесиод. Они (т. е. <толпа>, большинство.- В. А.) убеждены, что он знает больше всех,-он, который не знал, что день и ночь -одно> [там же. С. 155]. Гераклит не только возражает против слепого накопления зна- ний, не пронизанных светом постигающей философской мысли. Он также возражает против безотчетного следования традиции, против некритического заимствования чужих взглядов. В 74-м фрагменте об этом сказано очень выразительно: <Не должно посту- пать как дети родителей, то есть выражаясь попросту: так, как мы переняли> [там же. С. 160]. Это и значит: не следует что-либо перенимать некритически, догматически. В принципе мышление -одно для всех людей. <Мышление,- читаем в 113-м фрагменте,-общее для всех> [там же. С. 165]. Все <желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее, подобно тому, как государство [зиждется] на законе, и даже еще крепче> [35. Т. 1. С. 165]. Это воззрение - отнюдь не <часто> гносеологическое или он- тологическое. Общий для всех людей закон, о котором здесь идет речь, Гераклит характеризует как <божественный>: <Ибо все чело- веческие законы питаются единым божественным. Ибо последний господствует насколько ему угодно, довлеет всему и все побеждает> [там же]. Этот правящий миром закон есть, по Гераклиту, <слово>, или <логос> (^yoq), и люди имеют с ним постоянное общение. Однако, несмотря на это постоянное общение, люди, по убеж- дению Гераклита, в своем большинстве расходятся с <законом>, или <разумом> (<логосом>). И Гераклит задается вопросом о том, почему это происходит. Объяснение Гераклита проливает свет на его взгляд относительно чувственного познания. В 107-м фрагменте он говорит: <Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души> [там же. С. 164]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||