|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Гораздо более резко, чем против пифагорейцев, Парменид выступает против учения Гераклита. Гераклит утверждал, что основная характеристика природы -веч- ный процесс периодически происходящих движений. Больше того, Гераклит утверждал, что это движение есть движение через проти- воположности. Единый огонь, составляющий естественную основу всех движений в природе, по учению Гераклита, одновременно есть и не есть. Учение это подвергается у Парменида резкой критике. Из положений о единстве мира и о его сплошной вещественности Парменид вывел как необходимое следствие невозможность ника- кого деления или раздробления мира на множество вещей. И точно так же против Гераклита он утверждает невозможность ни возник- новения, ни гибели, выводит неподвижность мира. Учение Парменида было первой философской попыткой сфор- мулировать метафизическое понимание природы. Если Гераклит - великий диалектик в античной философии, то Парменид ее первый метафизик, первый антагонист диалектики. Основной характери- стикой бытия он провозглашает его неподвижность, неизменность, отсутствие в нем какого бы то ни было генезиса: рождения и уничтожения. Откуда могла возникнуть эта во всем противоположная Герак- литу и враждебная диалектике мысль? Какова жизненная почва и основа элейской метафизики? Вопрос этот правомерен. Философ- ские учения никогда не возникают только как отвлеченные, чисто теоретические построения. Пусть в конечном счете, но философия всегда порождается жизнью, точнее, общественной жизнью. Однако философия - чрезвычайно сложное явление общественной мысли. Поэтому отражение жизни, породившей философские учения, всег- да более или менее сложно, опосредствованно. Однако в конечном счете всякое философское учение - отражение породившей это учение жизни. Элейская школа возникла и развилась в греческом городе-госу- дарстве Южной Италии. Здесь промышленность была развита сла- бее, чем на востоке Греции, большей была роль земледелия, земледельцев и землевладельцев, в политической жизни значитель- ны были силы общественной реакции. Здесь не было, как в ионийских городах, почвы для быстрого развития знаний о природе, не было и близкой среды древних культурных народов Востока, у которых эти знания издревле уже развивались. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||