|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Не удивительно потому, что Парменид и Зенон могли стать философами, в какой-то мере враждебными философским и науч- ным результатам греческих малоазийских школ материализма и материалистической диалектики. Уже ранний пифагореизм заклю- чал в себе элементы, расходившиеся с воззрениями первой школы древнегреческого материализма. Таковы учение пифагорейцев о переселении душ, наклонность к мистицизму, в частности к мис- тическому пониманию природы души. Но Парменид и Зенон только отчасти опирались на учения пифагореизма. В своей полемике они использовали также некото- рые слабые черты и стороны самого античного материализма. Одну из таких слабых черт составляла созерцательность антич- ного материализма, в частности отсутствие в древнегреческой науке эксперимента, а также незнание критерия практики. По крайней мере отчасти развитая Парменидом метафизическая характеристика бытия основывалась на недоверии к той картине мира, которая доставлялась чувствами, и на убеждении в превос- ходстве ума над ощущениями. Недоверие это имело известные основания. Наблюдения пока- зывали, что чувства способны порой нас обманывать. Однако еще не существовало экспериментальных средств, при помощи которых можно было бы внести коррективы в эту картину. Оставалось только обратиться к умозрению. Но в области умозрения, не контролируе- мого экспериментом, возможны были самые различные пути и направления. Парменид и за ним его продолжатели пошли по пути метафизическому. Показания чувств они отвергли как иллюзию, как обман. Они стали утверждать, будто чувства-способны породить не достоверные знания, а только недостоверные и колеблющиеся <мнения> (So^ocl) смертных. Только ум ведет к достоверной и незыблемой истине. И все же даже эти недостоверные, добытые на основе чувств и ощущений <мнения> смертных необходимо знать. Поэтому фило- софская поэма, в которой Парменид изложил свое учение, была разделена им на две части: в первой излагалось достоверное учение истины, во второй - недостоверное учение мнения. В этой второй части, возможно, Парменид излагал не собственное учение о при- роде физических процессов и явлений, а гипотезы физики пифа- горейцев, распространившиеся тогда в греческой части Италии посредством устной традиции. Но изложение их не было простым повторением. В физику пифагорейцев Парменид внес ряд значи- тельных изменений. Из них основное состояло в отрицании реаль- ного существования пустоты. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||