|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница ^ Согласно учению второй - гипотетической и Физика Иарменида ^ ^ вместе с тем натурфилософской - части, в основе всех явлений лежит противоположность света и тьмы. Это учение несколько сродни учению Анаксимандра. Природа светил, их взаимное размещение в пространстве, их движение объясняются так же, как и у Анаксимена, взгляды которого в это время пользо- вались большим авторитетом. Анаксимандра также напоминает учение Парменида о сущест- вовании небесных колец или венцов, которые концентрически облекают Землю. Из этих колец одно наполнено.чистым огнем, без всякой примеси, другое наполнено тьмой. Среднее между ними кольцо содержит огонь лишь в известной доле. Земля, согласно этой физике (которая, впрочем, излагается Парменидом лишь как веро- ятное допущение, без притязания на достоверность), рассматрива- ется как центральное тело мира. Дальнейшие подробности физики, излагаемой Парменидом, содержат объяснения, также гипотетические, ряда явлений, наблю- даемых на небесном своде, а также объяснение атмосферных про- цессов, догадки о происхождении и о природе чувственных восприятий и, наконец, догадки о природе мышления. Некоторые из воззрений Парменида получили большое значе- ние в дальнейшем развитии научных представлений. Такова догадка о темной природе Луны, которая лишь отражает свет Солнца и сама не способна к излучению света. Ценной была также догадка о зависимости наших чувств и нашего ума от нашей физической природы и от состояния наших телесных органов. Все эти догадки трудно согласовать с категорическими утверж- дениями некоторых исследователей, будто Парменид был сплош- ным реакционером в науке и в философии. Интересен вопрос о том, каким образом Парменид, признавший шаровидность мира, представлял себе то, что находится за пределами мирового шара. Заметил ли Парменид трудность, которая таилась для него в этом вопросе, и если заметил, то как он разрешил ее? В текстах самого Парменида ответа на этот вопрос не находим. Вполне вероятно, что если бы Парменид осознал самый вопрос и предложил бы какое-нибудь решение, то это привлекло бы внима- ние античных писателей и было бы ими отмечено. Возможно, что Парменид оставил вопрос без разрешения или потому, что не |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||