Предыдущая страница Следующая страница

Сама по себе эта мысль была весьма ценна. Может быть, именно
в наше время больше, чем в какое-либо другое, мы можем уяснить
все значение этой мысли. В XVII в., до появления в математике
учения о вероятности, разработанного Паскалем, Гюйгенсом и
Бернулли, философы-рационалисты относились еще вполне пре-
небрежительно к вероятностному знанию. Так поступал, например,
Декарт, который принимал всерьез в науке только достоверное
знание.

С тех пор логика и теория познания давно уже выяснили
огромное значение вероятностного знания для практики, для науки

и для логического мышления. Ни современная наука, ни современ-
ная техника, ни современная логика, обобщающая операции дока-
зательства и умозаключения, применяемые в математике, в технике
и в физике, не были бы возможны без вероятностного знания и без
умозаключений и рассуждений, приводящих в результате к такому
знанию.

Таким образом, сама по себе мысль Парменида, указывающая
на различие, существующее между знанием достоверным и знанием
всего лишь вероятным, была мыслью ценной. Однако Парменид
вводит это положение в контекст метафизики, а не диалектики. Он,
безусловно, противопоставляет друг другу эти два вида знания. Он
связывает достоверное знание с деятельностью ума, а знание веро-
ятное с чувственным восприятием и утверждает, будто чувственное
восприятие не может дать истинного знания. Такое знание дает нам
только мысль, усмотрение ума.

Современникам Парменида вся эта совокупность его учений и
положений должна была казаться противоречащей всем обычным
представлениям о природе и знании. Поэтому учение Парменида
вызвало многочисленные возражения. Это были возражения со
стороны тех, кто, опираясь на доверие к показаниям внешних
чувств, хотел защитить против Парменида и реальность множества,
и реальность изменения, и реальность движения, и возможность
существования пространства вне вещей.

По-видимому, возражения были настолько серьезны и энергич-
ны, что для школы Парменида возникла необходимость более строго
обосновать свои основные утверждения, защитить их от направлен-
ных против них, очевидно, очень сильных и многочисленных
возражений.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna