Предыдущая страница Следующая страница

Задачу отстоять воззрения Парменида против
выдвинутых возражений взял на себя ученик
и друг Парменида Зенон . Он родился в начале
V в. до н.э. (480) и умер в 430 г. до н. э. От его сочинений дошли
только многочисленные и небольшие по объему извлечения, сде-
ланные позднейшими античными писателями. Из них на первое
место должны быть поставлены свидетельства Аристотеля в <Фи-
зике>, а также свидетельства Симплиция, комментатора аристоте-
левской <Физики>. Они дают возможность характеризовать то
новое, что внес Зенон в греческую науку сравнительно с Пармени-
дом, при всей наивности его аргументации в деталях.

Зенон развил ряд аргументов в защиту учения Парменида.
Метод, примененный им в этих аргументах, впоследствии дал
основание Аристотелю назвать Зенона родоначальником <диалек-
тики>. Под <диалектикой> Аристотель в этом случае понимает
искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних про-

Не следует смешивать с другими греческими философами, носившими это
имя, например со стоиком Зеноном из Китиона на Кипре.

тиворечий, заключающихся в мыслях противника, и путем устра-
нения этих противоречий.

Метод Зенона сходен с тем, который называется в математике
<доказательством от противного>. Зенон принимает - условно -
тезисы противников Парменида. Он принимает, (1) что простран-
ство может быть мыслимо как пустота, как отдельное от наполня-
ющего пространство вещества; (2) что мыслимо существование
множества вещей; (3) что может быть мыслимо движение. Приняв
условно эти три предположения, Зенон доказывает, будто призна-
ние их ведет с необходимостью к противоречиям. Тем самым
доказывается, что предположения эти ложны. Но если они ложны,
то необходимо должны быть истинны противоречащие им утверж-
дения. А это и есть утверждения Парменида. Стало быть, утверж-
дения Парменида истинны: пустота, множество и движение
немыслимы.

Для понимания смысла аргументации Зенона необходимо учи-
тывать обстоятельство, отмеченное Лениным. В <Философских
тетрадях> Ленин разъясняет, что ни Парменид, ни Зенон не отри-
цают реальности пустоты, множества, движения для наших чувств.
Они отрицают лишь возможность мыслить пустоту, мыслить мно-
жество и мыслить движение, не впадая при этом в противоречия.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna