|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Задачу отстоять воззрения Парменида против выдвинутых возражений взял на себя ученик и друг Парменида Зенон . Он родился в начале V в. до н.э. (480) и умер в 430 г. до н. э. От его сочинений дошли только многочисленные и небольшие по объему извлечения, сде- ланные позднейшими античными писателями. Из них на первое место должны быть поставлены свидетельства Аристотеля в <Фи- зике>, а также свидетельства Симплиция, комментатора аристоте- левской <Физики>. Они дают возможность характеризовать то новое, что внес Зенон в греческую науку сравнительно с Пармени- дом, при всей наивности его аргументации в деталях. Зенон развил ряд аргументов в защиту учения Парменида. Метод, примененный им в этих аргументах, впоследствии дал основание Аристотелю назвать Зенона родоначальником <диалек- тики>. Под <диалектикой> Аристотель в этом случае понимает искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних про- Не следует смешивать с другими греческими философами, носившими это имя, например со стоиком Зеноном из Китиона на Кипре. тиворечий, заключающихся в мыслях противника, и путем устра- нения этих противоречий. Метод Зенона сходен с тем, который называется в математике <доказательством от противного>. Зенон принимает - условно - тезисы противников Парменида. Он принимает, (1) что простран- ство может быть мыслимо как пустота, как отдельное от наполня- ющего пространство вещества; (2) что мыслимо существование множества вещей; (3) что может быть мыслимо движение. Приняв условно эти три предположения, Зенон доказывает, будто призна- ние их ведет с необходимостью к противоречиям. Тем самым доказывается, что предположения эти ложны. Но если они ложны, то необходимо должны быть истинны противоречащие им утверж- дения. А это и есть утверждения Парменида. Стало быть, утверж- дения Парменида истинны: пустота, множество и движение немыслимы. Для понимания смысла аргументации Зенона необходимо учи- тывать обстоятельство, отмеченное Лениным. В <Философских тетрадях> Ленин разъясняет, что ни Парменид, ни Зенон не отри- цают реальности пустоты, множества, движения для наших чувств. Они отрицают лишь возможность мыслить пустоту, мыслить мно- жество и мыслить движение, не впадая при этом в противоречия. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||