|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Философские взгляды Философскую подготовку Эмпедокл получил и идеи в школе элейцев. Он слушал Парменида при- близительно в то время, когда Парменида слу- шал и Зенон. Но Зенон оказался в своей самостоятельной деятельности последователем и защитником парменидовского <уче- ния истины>, а Эмпедокл -продолжателем <учения мнения>. Один из результатов элейской философии оказал большое вли- яние на послеэлейское развитие греческого философского мышле- ния V в. до н.э. Этот результат - мысль элейцев, согласно которой истинно сущее бытие не может ни погибать, ни возникать. Мысль эту высказал уже Гераклит в своем знаменитом афоризме о несот- воренности и вечности мира. Элейцы развили это положение с большой силой, но связали его со своим убеждением в неизменности истинно сущих элементов бытия. После элейцев мысль эта становится предпосылкой крупнейших материалистических учений V и первой половины IV в. до н. э. Таковы учения Эмпедокла в Сицилии, Анаксагора - в Афинах и Демокрита - в Абдерах. Как бы ни отличались они друг от друга, все они исходят, как из незыблемо установленной предпосылки, из положения, провозглашенного элейцами: истинно сущее бытие не может ни возникать, ни погибать. Если мы даже наблюдаем в мире то, что называется генезисом, рождением, изменением или смертью, уничтожением, гибелью, то это лишь обманчивая видимость. Все эти явления должны быть объяснены так, чтобы при любом объяс- нении не был поколеблен основной и исходный тезис о вечности и неизменности, о невозникаемости и о негибнущей природе истинно сущего бытия. Предпос1длку элейцев принимал и Эмпедокл. Но он разошелся с элейцами по вопросу о числе элементов истинного бытия. У элейцев истинное бытие едино, в нем не может быть не только возникновения, изменения, гибели, но не может быть и никакого множества. Эмпедокл отказывается от строгого монизма элейцев. Он не пытается объяснить все разнообразие форм и явлений из одного-единственного материального начала. Таких начал -ос- новных и несводимых друг к другу материальных элементов - он признает четыре. Это огонь, воздух, вода и земля. Эмпедокл назы- вает эти материальные начала <корнями всех вещей>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||