|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Однако объяснить видимые явления природы, допустив лишь существование этих четырех <корней>, невозможно. Чтобы объяс- нить то, что людям представляется как возникновение или как генезис всех вещей природного мира, необходимо, согласно Эмпе- доклу, кроме существования четырех <корней> (материальных эле- ментов, начал), допустить также существование двух противоположных друг другу движущих сил. Элементы, или <корни>, приводятся этими силами в движение: или соединяются, сближа- ются, сочетаются, или, напротив, разъединяются, удаляются друг от друга, расходятся. Согласно Эмпедоклу, жизнь природы состоит в соединении и разделении, в качественном и количественном смешении и соот- ветственно в качественном и количественном разделении вещест- венных элементов, которые сами по себе как элементы всегда остаются неизменными. Учение это, материалистическое в основе, нельзя понимать в духе последующего - механического - материализма. Здесь еще очень много от древней мифологии. Вещественные начала, или элементы, характеризуются у Эмпедокла не в качестве косной, неодушевленной и мертвой материи, а как божественные существа - живые и способные ощущать. Материальные элементы не оторваны от движущих сил. Всем элементам присуща движущая сила. От этой движущей силы всех элементов Эмпедокл отличает две специфиче- ские движущие силы, о которых сказано выше. Деятельная движу- щая сила выступает в виде двух противоположных сил. Силу, которая производит соединение, он называет Любовью (или Дружбой, Приязнью, Гармонией, даже Афродитой -по имени богини люб- ви, соединяющей мужчину и женщину, а также Кипридой, Весель- ем, Милостью). Силу, производящую разделение, он называет Ненавистью, Враждой, Аресом. Воззрение Эмпедокла на движущие силы уходит своими корня- ми в очень древние представления греков. Любовь в качестве природной, правящей или движущей силы выступает в древнем эпосе - в поэме Гесиода. То же значение она сохраняет в поэме Парменида. И точно так же Раздор, Вражда выступали в качестве природных сил уже у таких философов, как Анаксимандр Милет- ский и Гераклит. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||