|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница И Аристотель отвечает: <Соединение [у них] должно быть вроде того, как стена [сложена] из кирпичей и камней. И эта смесь будет [состоять] из не подверженных гибели элементов, небольшими частями лежащих друг возле друга> [там же]. Аристотель далее поясняет, что такого рода соединением является, например, мясо и всякая другая вещь. Другими словами, Эмпедокл распространяет свое понимание генезиса на образование тел не только неоргани- ческой, но также и органической природы. Развивая эту мысль, Эмпедокл высказал чрезвычайно важную догадку, важную,-несмотря на наивную форму, в какой она была им высказана. Он говорит, будто тела образуются по характеру четырех элементов в разных пропорциях. Например, нервы в телах животных и человека образуются из земли и огня в соединении с двумя частями воды. Ногти животных возникают из нервов, которые охлаждаются на поверхности под действием воздуха, кости - из двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня и т. д. [см. 51. 434; 35. Т. II. С. 162]. Здесь важно не конкретное содержание этой гипотезы, способ- ное лишь вызвать улыбку, а догадка о том, что тела возникают из элементов при определенных количественных отношениях. Что именно таков был принцип объяснения у Эмпедокла, видно из свидетельства Аристотеля. В трактате <О частях животных> (в 1-й главе 1-й книги) Аристотель пишет, что, согласно Эмпедоклу, <сущность и природа есть количественное отношение> [De part. an. A I, 642a 17; 35. Т. II. С. 162]. Эта его мысль раскрывается, по Аристотелю, например, в определении, что такое кость. А именно Эмпедокл говорит, что <кость> не есть ни какой-либо один из элементов, ни два, ни три, но <закон смеси их> [там же]. По-видимому, в своих исследованиях Эмпедокл касался и воп- роса о характере процесса, посредством которого происходит обра- зование физических тел: неодушевленных и одушевленных. Позднейшие греческие философы-идеалисты упрекали Эмпе- докла за то, что он слишком подчеркивал роль случайности в процессе образования тел и вместе с тем отрицал целесообразность в процессе генезиса вещей. Но даже идеалисты, в том числе Платон, вынуждены признать, что у Эмпедокла наряду с мыслью о случай- ности происхождения элементов была и мысль о природной необ- ходимости этого процесса. По разъяснению Платона, Эмпедокл и его последователи утверждали, будто <огонь, вода, земля и воздух - все это... существует от природы и случая; искусство здесь ни при чем; в свою очередь и последующие тела - это касается Земли, Солнца, Луны и звезд - произошли через посредство этих перво- основ, совершенно неодушевленных. Эти первоосновы носились каждая по присущей ей случайной силе, и там, где они сталкивались, они как-то друг к другу прилаживались: теплое к холодному, сухое к влажному, мягкое к твердому...> [Leg. X, 889 В; 41. Т. 14, 2. С. 127]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||