Предыдущая страница Следующая страница

имело, по-видимому, учение Гераклита. Здесь перед нами традици-
онное для истории греческой философии учение. Согласно этому
учению, жизнь природы состоит в выделении противоположностей
из огня и в последующем возвращении всех вещей в огонь. Учение
это было развито Гераклитом в его теории мирового года и мирового
пожара, этого же учения придерживается и Эмпедокл. Как еще в
древности отметил Ипполит, на закате греческой философии это
учение возобновляется у стоиков - в их учении об огне и о
предстоящем воспламенении мира [см. там же].

Ввиду особого знания, которое в физике Эмпедокла имеет огонь,
об Эмпедокле можно сказать, что он, строго говоря, оперирует двумя
физическими элементами: огнем, который он рассматривает сам по
себе, и противоположными огню элементами, каковы для него
земля, воздух и вода. Это значение огня в физике Эмпедокла было
подчеркнуто также и Аристотелем в четвертой главе первой книги
<Метафизики>. Здесь Аристотель разъясняет, что хотя Эмпедокл
первый признал четыре стихии, рассматривая их в разряде материи,
однако в сущности он пользуется не четырьмя, а только двумя
элементами: огнем на одной стороне и остальными тремя как
противоположными огню - на другой. Эти противоположные эле-
менты, вместе составляющие как бы одну природу,- <земля>,
<вода> и <воздух> [Met. 1, 4, 985а; 4. С. 26].

Но были ли, согласно Эмпедоклу, четыре <корня всех вещей>
вечными элементами природы или он думал, будто они образова-
лись из начал, еще более первичных? По этому вопросу находим
важное сообщение у Аэция. Он утверждает, будто, по учению
Эмпедокла, еще до образования четырех элементов существовали
весьма малые материальные частицы - <равночастные элементы>,
предшествовавшие <четырем корням>. Если сообщение Аэция точ-
но, то это значит, что философии Эмпедокла принадлежит извест-
ная роль в подготовке будущей теории атомизма.

На основе всех этих понятий и учений Эмпедокл развил свое
объяснение <генезиса>, т. е. происхождения всех вещей природы.
Под генезисом он понимает только соединение или составление
вечных, невозникающих материальных элементов. Об этом харак-
тере учения Эмпедокла о генезисе ясно говорит в сочинении <О
рождении и гибели> (в 7-й главе 2-й книги) Аристотель. <В самом
деле,-спрашивает он здесь,-какого рода [соединение] будет у
тех, которые учат подобно Эмпедоклу?> [De gen. et corr. В 7, 334a
26; 35. Т. II. С. 151].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna