|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница имело, по-видимому, учение Гераклита. Здесь перед нами традици- онное для истории греческой философии учение. Согласно этому учению, жизнь природы состоит в выделении противоположностей из огня и в последующем возвращении всех вещей в огонь. Учение это было развито Гераклитом в его теории мирового года и мирового пожара, этого же учения придерживается и Эмпедокл. Как еще в древности отметил Ипполит, на закате греческой философии это учение возобновляется у стоиков - в их учении об огне и о предстоящем воспламенении мира [см. там же]. Ввиду особого знания, которое в физике Эмпедокла имеет огонь, об Эмпедокле можно сказать, что он, строго говоря, оперирует двумя физическими элементами: огнем, который он рассматривает сам по себе, и противоположными огню элементами, каковы для него земля, воздух и вода. Это значение огня в физике Эмпедокла было подчеркнуто также и Аристотелем в четвертой главе первой книги <Метафизики>. Здесь Аристотель разъясняет, что хотя Эмпедокл первый признал четыре стихии, рассматривая их в разряде материи, однако в сущности он пользуется не четырьмя, а только двумя элементами: огнем на одной стороне и остальными тремя как противоположными огню - на другой. Эти противоположные эле- менты, вместе составляющие как бы одну природу,- <земля>, <вода> и <воздух> [Met. 1, 4, 985а; 4. С. 26]. Но были ли, согласно Эмпедоклу, четыре <корня всех вещей> вечными элементами природы или он думал, будто они образова- лись из начал, еще более первичных? По этому вопросу находим важное сообщение у Аэция. Он утверждает, будто, по учению Эмпедокла, еще до образования четырех элементов существовали весьма малые материальные частицы - <равночастные элементы>, предшествовавшие <четырем корням>. Если сообщение Аэция точ- но, то это значит, что философии Эмпедокла принадлежит извест- ная роль в подготовке будущей теории атомизма. На основе всех этих понятий и учений Эмпедокл развил свое объяснение <генезиса>, т. е. происхождения всех вещей природы. Под генезисом он понимает только соединение или составление вечных, невозникающих материальных элементов. Об этом харак- тере учения Эмпедокла о генезисе ясно говорит в сочинении <О рождении и гибели> (в 7-й главе 2-й книги) Аристотель. <В самом деле,-спрашивает он здесь,-какого рода [соединение] будет у тех, которые учат подобно Эмпедоклу?> [De gen. et corr. В 7, 334a 26; 35. Т. II. С. 151]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||