|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница гой раз оно вовсе не может проникнуть через узенькие поры. Теория эта, грубо механическая и вместе наивная, заключает в себе, однако, зерно глубокой мысли. Она представляет замечательную для того времени попытку вывести специфические особенности отдельных видов чувственного восприятия из строения телесных органов. Эту гипотезу Эмпедокл применяет, в частности, к объяснению зрительных восприятий. Он полагает, что внутри глаза находится огонь - точка зрения не столь уж удивительная, если учтем, какую роль огонь, в качестве основного вещества, играет в <Физике> Эмпедокла. Вокруг огня, помещающегося в глазе, располагаются, наподобие оболочек, земля и воздух. Учение Эмпедокла об устройстве глаза дошло до нас в передаче Теофраста, крупнейшего ученого школы Аристотеля. Исследуя текст Теофраста, знаток греческой доксографии Герман Дильс пришел к обоснованному выводу, что в гексте этом есть пропуск и что, согласно Эмпедоклу, вокруг огня, занимающего внутренность глаза, располагаются не только земля и воздух, но и вода. В самом деле: в продолжении текста Теофраста мы читаем, что огонь легко может пройти внутри глаза через землю и воздух, подобно свету в фонаре и что поры огня и воды расположены внутри глаза попере- менно [см. 51. С. 500). Из теории зрения Эмпедокла выясняется его взгляд на отноше- ние между субъективным и объективным в ощущении. В зрении Эмпедокл видит результат истечений двоякого рода: одни направ- ляются от видимого предмета к глазу; другие, напротив, от глаза к рассматриваемому предмету. Тексты Эмпедокла по вопросам теории познания немногочис- ленны, но заслуживают внимания. По-видимому, уже Гераклит ставил вопрос об отношении между ощущением и умом. Эмпедокл также обнаруживает интерес к этому вопросу, а в решении его опирается на свою теорию чувственного восприятия. Как при восприятии мы воспринимаем подобное по- добным же, как и вообще знание, по убеждению Эмпедокла, возникает из подобных начал, а незнание - из неподобных. Отсюда Эмпедокл выводит, что мышление -то же, что и ощущение, или, во всяком случае, нечто сходное с ощущением. В одном из стихотворных отрывков Эмпедокла читаем: |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||