Предыдущая страница Следующая страница

<Питается в бурных волнах крови
И отсюда происходит подвижная мысль человека,
Потому что мысль в людях - это кровь, омывающая
сердце> [35. Т. II. С. 216].

Так же как и Гераклит, Эмпедокл хорошо видит трудности,
возникающие в проблеме познания. Не все сообщения о мыслях
Эмпедокла по этому вопросу согласуются между собой. В проци-
тированном фрагменте ясно выступает наивно-материалистическая
тенденция, но в сообщении позднего античного скептика Секста
Эмпирика учение Эмпедокла характеризуется иначе: Эмпедокл

будто бы видел критерий истины не в ощущениях, а в правильном
разуме. В основе же правильного разума лежит отчасти нечто
божественное, отчасти же нечто человеческое. Однако, если пред-
положить -что весьма правдоподобно,-что к <человеческому>,
которое лежит в основе правильного разума, Эмпедокл относил
прежде всего ощущения, то между текстом Эмпедокла и характери-
стикой Секста Эмирика не будет противоречия: тогда получается,
что хотя разум - высший критерий в познании человека, все же
источник разума - в ощущениях, и сам разум лишь отчасти боже-
ственного происхождения. Сам Секст сообщает текст, подкрепля-
ющий последнее предположение. Он указывает, что, по Эмпедоклу,
в основе истинного познания лежит ощущение; однако всякое
наличное ощущение должно быть подвергнуто проверке разумом.
По-видимому, именно в этом смысле Эмпедокл считал разум
высшим критерием.

4. АНАКСАГОР

Приступая к рассмотрению философской и научной деятельно-
сти Анаксагора, мы впервые оказываемся на почве Греции в
собственном смысле слова. До сих пор мы последовательно рас-
сматривали философские и научные учения, возникшие либо на
крайнем востоке греческого мира, в городах Малоазийского побе-
режья, либо на крайнем западе - в греческих городах Южной
Италии (Великой Греции) и острова Сицилия.

Анаксагор - первый греческий философ, деятельность которо-
го в зрелые годы протекала в Афинах. Однако и он выходец с
Востока, уроженец Клазомен в Малой Азии.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna