|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <Питается в бурных волнах крови И отсюда происходит подвижная мысль человека, Потому что мысль в людях - это кровь, омывающая сердце> [35. Т. II. С. 216]. Так же как и Гераклит, Эмпедокл хорошо видит трудности, возникающие в проблеме познания. Не все сообщения о мыслях Эмпедокла по этому вопросу согласуются между собой. В проци- тированном фрагменте ясно выступает наивно-материалистическая тенденция, но в сообщении позднего античного скептика Секста Эмпирика учение Эмпедокла характеризуется иначе: Эмпедокл будто бы видел критерий истины не в ощущениях, а в правильном разуме. В основе же правильного разума лежит отчасти нечто божественное, отчасти же нечто человеческое. Однако, если пред- положить -что весьма правдоподобно,-что к <человеческому>, которое лежит в основе правильного разума, Эмпедокл относил прежде всего ощущения, то между текстом Эмпедокла и характери- стикой Секста Эмирика не будет противоречия: тогда получается, что хотя разум - высший критерий в познании человека, все же источник разума - в ощущениях, и сам разум лишь отчасти боже- ственного происхождения. Сам Секст сообщает текст, подкрепля- ющий последнее предположение. Он указывает, что, по Эмпедоклу, в основе истинного познания лежит ощущение; однако всякое наличное ощущение должно быть подвергнуто проверке разумом. По-видимому, именно в этом смысле Эмпедокл считал разум высшим критерием. 4. АНАКСАГОР Приступая к рассмотрению философской и научной деятельно- сти Анаксагора, мы впервые оказываемся на почве Греции в собственном смысле слова. До сих пор мы последовательно рас- сматривали философские и научные учения, возникшие либо на крайнем востоке греческого мира, в городах Малоазийского побе- режья, либо на крайнем западе - в греческих городах Южной Италии (Великой Греции) и острова Сицилия. Анаксагор - первый греческий философ, деятельность которо- го в зрелые годы протекала в Афинах. Однако и он выходец с Востока, уроженец Клазомен в Малой Азии. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||