|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Аристотель не только сообщает, что Анаксагора, Фалеса и подобных им называют мудрецами, а не практиками, но также объясняет, почему их так называют: <Ибо видят, что они не пони- мают собственной выгоды; про их знание говорят, что оно <чрез- вычайно> и <удивительно>, <тяжело> и <демонично>, но бесполезно, так как они не доискиваются того, что составляет благо людей [Eth. Nic. V, 17, 114в 3; 12. С. 113]. А в другом своем этическом трактате - в <Этике Эвдема> - Аристотель сообщает: <Рассказывают, что когда кто-то, находив- шийся в... тяжелом положении, спросил Анаксагора, ради чего лучше родиться, чем не родиться, последний сказал; <...чтобы созерцать небо и устройство всего космоса> [Eth. Eud. 14, 1215в 9; 35. Т. III. С. 130]. Учение о гомеомериях Может быть, отголосок этого взгляда Анаксагора -910-й фраг- мент не дошедшей до нас трагедии афинского поэта Еврипида, бывшего, по некоторым сообщениям, учеником Анаксагора. В нем мы читаем следующее: <Кто, счастливец, изучил историю, не уст- ремляя всего внимания ни на несчастия граждан, ни на несправед- ливые деяния, но замечал [лишь] неувядающий порядок бессмертной природы> [35. Т. III. С. 130]. Впрочем, вряд ли созерцательный подход к задачам знания мог достигнуть у Анаксагора полного отделения теории от практики. Воз- никшая из потребности решения практических задач, греческая наука даже во времена восторжествовавшего созерцательного пони- мания знания сохраняла еще следы своей первоначальной связи с практикой. У Анаксагора эта связь может быть ясно прослежена на его математических исследованиях. По всем имеющимся данным, Анаксагор был выдающимся математиком и посвящал этой науке много упорного и увлеченного труда. Даже находясь во время своего процесса в тюрьме, он занимался там проблемой квадратуры круга. Но в то же время теоретические исследования Анаксагора имели в виду и практическое применение добытых в теории результатов. Сохранились сведения о том, что Анаксагор разрабатывал вопросы перспективы в их приложении к технике театральных постановок. В это время в Греции блестящее развитие получает искусство трагедии и комедии. Вводятся на сцене декорации, и в связи с этим возникает вопрос об условиях перспективы, необходимых для до- стижения оптической иллюзии реальности. Анаксагор трудился над вопросами перспективы именно в этом аспекте. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||