|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница И все же в целом взгляд Анаксагора на задачи знания созерца- тельный. Предмет его созерцательного постижения - космос, ми- ровой строй, природа, человек как существо природы. Исходное положение его учения то же, что и у Эмпедокла. Анаксагор стоит на почве введенного элейцами положения, соглас- но которому истинное бытие не может ни возникать, ни погибать. Как Эмпедокл и как элейцы, он критикует все теории генезиса, принимающие реальность, действительность возникновения и ги- бели. Но, по Анаксагору, возникновение и гибель - только иллю- зия. В действительности то, что люди называют возникновением и гибелью,-только соединение и разделение невозникающих и не- погибающих частиц вещества. Соответствующий текст Анаксагора цитирует Симплиций: <Анаксагор сказал: [Термины] <возникнове- ние> и <гибель> неправильно употребляют эллины. Ибо {на самом деле] ни одна вещь ни возникает, ни уничтожается, но [каждая] составляется из смещения существующих вещей или выделяется из них. Таким образом правильным было бы говорить,-поясняет Анаксагор,- вместо <возникать> - <смешиваться> и вместо <по- гибать> -<разделяться> [35. Т. III. С. 158-159]. Но, как и Эмпедокл, Анаксагор не просто повторяет заимство- ванный у элейцев тезис о невозможности порождения и уничтоже- ния бытия. Анаксагор, как и Эмпедокл, возражает против элейской метафизики. Он доказывает и реальность множества, и реальность движения. Однако в отличие от Эмпедокла, который допускал существование четырех физических элементов и двух движущих сил, Анаксагор предполагает, что число материальных элементов бесконечно, а движущая сила только одна. Элементы Анаксагора - не четыре стихии, или <корня>, Эмпедокла -огонь, воздух, вода, земля. Элементы Анаксагора - бесконечные числом частицы ве- щества. Сохранился текст самого Анаксагора, в котором эта его мысль выражена сжато, но вполне ясно: <Вместе все вещи были,- говорит Анаксагор,- бесконечные и по множеству и по малости>^. О том же говорит в 3-й главе 1-й книги <Метафизики> Аристо- тель: <Анаксагор из Клазомен... утверждает, что начала нс ограни- чены по числу: по его словам почти все предметы... возникают и уничтожаются именно таким путем -только через соединение и разделение, а иначе не возникают и не уничтожаются, но пребывают вечно> [Met. 1, 3, 984а; 4. С. 24]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||