|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В другом сочинении (<О небе>) Аристотель подчеркивает важное различие по вопросу о количестве материальных начал между Анаксагором и Эмпедоклом. <Анаксагор же дает учение об элемен- тах,-пишет Аристотель,- противоположное Эмпедоклу. А имен- но последний говорит, что огонь и стоящие с ним в одном ряду воздух, вода, земля -...элементы тел и что все состоит из них. Анаксагор же [говорит] противоположное [этому]. А именно эле- менты -подобочастные>. Элементы Анаксагора Аристотель харак- теризовал прилагательным <подобочастные> т. е. как тела, в которых частицы подобны и другим частицам целого и самому целому. Разъяснение смысла термина дает Аэций: Анаксагору Клазо- менскому, пишет Аэций, <казалось в высшей степени непонятным, каким образом что-нибудь может возникнуть из небытия или уничтожиться в небытие. Действительно, мы принимаем пищу простую и однородную - хлеб и воду - и ею питается волос, жила, артерия, мясо, мускулы, кости и остальные части [тела]. Итак, если это происходит [таким образом], то должно согласиться с тем, что в принимаемой [нами] пище находится все существующее и что увеличение всего происходит за счет уже сущего. И в нашей пище находятся частицы-производители крови, мускулов, костей и Текст дошел в передаче Симплиция. От него же мы узнаем, что приведенная фрааа находилась в начале 1-й книги <Физики> Анаксагора [35. Т. III. С. 153]. всего прочего. Эти частицы могут быть в ней усмотрены только разумом. Ведь не следует все возводить к ощущению, которое нам показывает, что хлеб и вода производят все это, но должно знать, что в них находятся разумом созерцаемые частицы. И вот по причине того, что части, заключающиеся в пище, подобны произ- водимым ими вещам, он назвал их гомеомериями (подобочастными) и признал их началами сущего> [51. С. 279; 35. Т. III. С. 136]. Сходным образом раскрывает смысл термина <подобочастные> и Аристотель. <Привожу для примера,- поясняет он,- мясо, кость и любую из вещей в этом роде; воздух же и огонь... -смеси этих и всех прочих семян> [De caelo. 3, 302а 28]. Сам, Анаксагор называл свои частицы не <подобочастными> и не <корнями всех вещей>, как Эмпедокл, а <семенами>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||