Предыдущая страница Следующая страница

И точно такой же, полумифологический, оттенок имеет и 11-й
фрагмент. В нем подчеркивается мысль, что все живые существа
повинуются в своих действиях закону, однако характеризуется этот
закон не в понятиях науки о природе, а в полумифологических
представлениях, свойственных греческому мышлению того време-
ни. <Животные дикие и ручные,-пишет Аристотель,-обитаю-
щие в воздухе, на земле и в воде, рождаются, созревают и погибают,
повинуясь божественным законам>. А дальше, в подтверждение
своей мысли, Аристотель цитирует Гераклита: <Всякое пресмыка-
ющееся бичом [бога] гонится к корму> [De mundo. 5, 396в 7; 35.
Т. 1. С. 149].

Таким образом, у Гераклита материализм учения о первовеще-
стве сочетается с наивными остатками мифологических представ-
лений.

В сохранившихся фрагментах Гераклита имеется ряд прекрас-
ных по стилю отрывков, в которых Гераклит говорит, что процесс
изменения, происходящий в природе, есть борьба противополож-
ностей. Гераклит не просто утверждает, что движение предполагает
сосуществование противоположностей. Он выражает свою мысль
сильнее. Движением предполагается не только одновременное суще-
ствование противоположностей, но повсюду происходит их борьба.

По этому поводу в своей <Этике> (<Этика Никомаха>), во 2-й
главе 8-й книги, Аристотель сообщает важный текст Гераклита:
<Расходящееся сходится, и из различных (тонов) образуется пре-
краснейшая гармония, и все возникает через борьбу> [12. VIII, 2,
1155в 4]. А ранний христианский писатель, богослов и философ
Ориген сообщает другой текст Гераклита (фрагмент 80-й), и соглас-
но ему <должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор
и что все возникает через борьбу и по необходимости> [35. Т. 1.
С. 161].

В полном согласии с этими текстами другой ранний христиан-
ский писатель Ипполит, который написал специальный труд -
опровержение всех ересей, т. е. <языческих> взглядов древних
философов, цитирует из Гераклита: <Война есть отец всего, царь

всего, она сделала одних богами, других людьми, одних рабами,
других свободными> [35. Т. 1. С. 157].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna