|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница И точно такой же, полумифологический, оттенок имеет и 11-й фрагмент. В нем подчеркивается мысль, что все живые существа повинуются в своих действиях закону, однако характеризуется этот закон не в понятиях науки о природе, а в полумифологических представлениях, свойственных греческому мышлению того време- ни. <Животные дикие и ручные,-пишет Аристотель,-обитаю- щие в воздухе, на земле и в воде, рождаются, созревают и погибают, повинуясь божественным законам>. А дальше, в подтверждение своей мысли, Аристотель цитирует Гераклита: <Всякое пресмыка- ющееся бичом [бога] гонится к корму> [De mundo. 5, 396в 7; 35. Т. 1. С. 149]. Таким образом, у Гераклита материализм учения о первовеще- стве сочетается с наивными остатками мифологических представ- лений. В сохранившихся фрагментах Гераклита имеется ряд прекрас- ных по стилю отрывков, в которых Гераклит говорит, что процесс изменения, происходящий в природе, есть борьба противополож- ностей. Гераклит не просто утверждает, что движение предполагает сосуществование противоположностей. Он выражает свою мысль сильнее. Движением предполагается не только одновременное суще- ствование противоположностей, но повсюду происходит их борьба. По этому поводу в своей <Этике> (<Этика Никомаха>), во 2-й главе 8-й книги, Аристотель сообщает важный текст Гераклита: <Расходящееся сходится, и из различных (тонов) образуется пре- краснейшая гармония, и все возникает через борьбу> [12. VIII, 2, 1155в 4]. А ранний христианский писатель, богослов и философ Ориген сообщает другой текст Гераклита (фрагмент 80-й), и соглас- но ему <должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор и что все возникает через борьбу и по необходимости> [35. Т. 1. С. 161]. В полном согласии с этими текстами другой ранний христиан- ский писатель Ипполит, который написал специальный труд - опровержение всех ересей, т. е. <языческих> взглядов древних философов, цитирует из Гераклита: <Война есть отец всего, царь всего, она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными> [35. Т. 1. С. 157]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||