|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Вторая важная мысль 30-го фрагмента - отрицание акта сотво- рения мира богами. Наконец, третья мысль фрагмента - мысль о строгой правиль- ности мирового строя, о строгой ритмичности мирового процесса. Вечно живой огонь мира пламенеет не беспорядочно, а вспыхивает <мерами> и <мерами> же угасает. Понятие Гераклита о закономерности природы ни в коем случае не следует модернизировать, т. е. приписывать Гераклиту такое понятие о закономерности, которое еще не могло возникнуть у греков в конце VI - начале V в. дон. э. <Закономерность> Герак- лита - не та закономерность природы, о которой учили великие механики, физики и астрономы XVII в. Возможно, что Гераклит впервые почерпнул понятие о закономерности из наблюдений не столько над физической природой, сколько над политической жизнью общества и уже оттуда перенес их на физическую природу. Есть основания предполагать, что сохранившиеся фрагменты, в которых у Гераклита речь идет о <законах>, принадлежат ко второй части его сочинения, к той, где, по сообщению Диогена, Гераклит говорил о государстве. В этой связи обращает на себя внимание 44-й фрагмент, где говорится, что <за закон народ должен биться, как за [свои] стены> [там же. С. 153]. А в 33-м фрагменте Гераклит прямо определяет закон как <повиновение воле одного> [там же]. Свои понятия о необходимости мирового процесса Гераклит еще связывает с мифологическими представлениями. Так, в 94-м фрагменте мы читаем следующее: <Ибо Солнце не преступит (по- ложенной ему) меры. В противном случае его настигнут Эриннии, блюстительницы правды> [35. Т. 1. С. 162]. Солнце движется по строго определенному пути. Но это не определение <законов при- роды>. Гераклит - не Кеплер и не Ньютон, выводящий механиче- ские законы движения планет из закона всемирного тяготения. Мысль Гераклита полуфилософская, полумифологическая: блюсти- тельницы правды Эриннии настигли бы Солнце и покарали бы его, если бы Солнце вздумало сойти с назначенного ему пути. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||