|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <семян>, продолжает распространять свое действие на все большую и большую часть вселенной. Таким образом, устанавливаемый <умом> порядок, неограниченно распространяясь, приводит к тому, что вселенная беспредельно увеличивается в своих размерах. С другой стороны, каждая отдельная частица (<гомеомерия>) допу- скает возможность беспредельного деления. В ней нельзя указать на предел делимости. <Семена> Анаксагора -это неделимые атомы позднейших греческих атомистов - Левкиппа, Демокрита, Эпику- ра. Не существует никакого предела делимости для каждой <гоме- омерии> и не существует никакого предела возрастания для той области вселенной, внутри которой движущая сила (<ум>) устанав- ливает порядок в хаосе первоначальных элементарных частиц. Сам Анаксагор говорил: <И в малом ведь нет наименьшего, но везде есть меньшее. Ибо бытие не может разрешаться в небытие. Но и в отношении к большему всегда есть большее. И оно равно малому по количеству. Сама же по себе каждая [вещь] и велика и мала> [Phys. 164, 16; 35. Т. III. С. 153]. До сих пор, говоря об анаксагоровском <уме>, '""^°"* мы видели, что этот <ум> выступает лишь в качестве движущей силы. Но не есть ли он у Анаксагора и нечто сверх этого? Может быть, <ум> Днаксогора есть не только механи- ческая движущая сила, но вместе с тем и сила духовная? Основанием для ответа на этот вопрос должен быть данный им ответ на другой вопрос: является ли движущая деятельность <ума (voSq)> только причинной или целесообразной? Прежде всего несомненно, что <ум> Анаксагора-движущая сила, участвующая в процессе образования мира. Диоген приводит из Анаксагора место, где говорится: <Все вещи были вместе: затем пришел ум и привел их в порядок> [35. Т. III. С. 121]. И далее Диоген, со слов Тимона, передает, что <ум> Анаксагора, <вдруг начав действовать, связал воедино все, находившееся ранее в беспорядке> [там же]. И все же остается вопрос: было ли это участие <дума> в образовании мира действием целенаправленным, сознательным? В характеристиках <ума>, которые находим у самого Анаксагора, его мысль колеблется между взглядом на <ум> как на всего лишь механическую причину отделения друг от друга первоначально пе- ремешанных частиц и взглядом на <ум> как на разумную сознающую и даже <знающую> целесообразно действующую силу. Сохранился большой отрывок из сочинения самого Анаксагора, в котором колебание между этими двумя взглядами выражено с полной оче- видностью. <Остальные [вещи],-говорит Анаксагор,-имеют в себе часть всего, ум же -бесконечен, самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо, если бы он не существовал сам по себе, но был бы смешан с чем-нибудь другим, то он участвовал бы во всех вещах, если бы был смешан [хотя бы] с какой-либо {одной вещью]. Эта примесь мешала бы ему, так что он не мог бы ни одной вещью править столь {хорошо], как [теперь, когда] он существует отдельно сам по себе. И дейст- вительно, он - тончайшая и чистейшая из всех вещей; он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, господствует ум. И над всеобщим вращением господствует ум, от которого это круговое движение и получило начало... И все, что смешивалось, отделялось и разделялось, знал ум. Как должно было быть в будущем, как [раньше] было, [чего ныне уже нет], и как в |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||