|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница настоящее время есть, порядок всего этого определил ум. Он [установил] также это круговое движение, которое совершают ныне звезды, Солнце, Луна и отделяющиеся воздух и эфир. Само это вращение производит отделение [их). Отделяется от редкого плот- ное, от холодного теплое, от темного светлое и от влажного сухое... Вполне же ничто, кроме ума, ни отделяется, ни выделяется из другого. Ум же всякий -как больший, так и меньший, одинаков> [Phys. 164, 24; 35. Т. III. С. 156]. Совершенно очевидно, что в этом тексте <ум> одновременно характеризуется и как сознательная, целесообразно действующая духовная сила (он обладает <величайшим знанием>, <определил порядок всего>) и как чисто механическая сила (отделение воздуха и эфира, отделение редкого от плотного и т. д. производится <самим вращением>). Какое из двух пониманий <ума> существенно для Анаксагора? Вопрос неясен, так как информация недостаточна, а тексты проти- воречат друг другу. Уже Аристотель в сочинении <О душе> говорит, что для него, Аристотеля, учение Анаксагора об отношении ума к душе представляется неясным [De anima. 12, 404а 25; 6. С. 10]. Во многих местах Анаксагор признает <ум> источником красоты и обоснованности. В другом месте он отождествляет ум с душой и утверждает, будто ум присущ всем животным: как малым, так и большим, как благородным, так и низким. Все же Аристотель догадывается, будто Анаксагор считает душу по сути отличной от <ума>, <уму> же он, по Аристотелю, <приписывает оба качества: и познание и движение> [De anima. 12, 405а; 6. С. 12]. Характеризуя философию Анаксагора в целом, Аристотель оце- нивает ее чрезвычайно высоко. Примечательна мотивировка этой оценки. Аристотель ценит Анаксагора за то, что он рассматривает <ум> как причину или основу мирового порядка. В 3-й главе 1-й книги <Метафизики> Аристотель говорит по этому поводу: <...тот, кто сказал, что разум находится, подобно тому как в живых суще- ствах, так же и в природе, и что это он - виновник благоустройства мира и всего мирового порядка, этот человек представился словно трезвым по сравнению с пустословием тех, кто выступал раньше. Явным образом, как мы знаем, взялся за такие объяснения Анак- сагор> [Met. 1. 3, 984в 15; 4. С. 25]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||