Предыдущая страница Следующая страница

настоящее время есть, порядок всего этого определил ум. Он
[установил] также это круговое движение, которое совершают ныне
звезды, Солнце, Луна и отделяющиеся воздух и эфир. Само это
вращение производит отделение [их). Отделяется от редкого плот-
ное, от холодного теплое, от темного светлое и от влажного сухое...
Вполне же ничто, кроме ума, ни отделяется, ни выделяется из
другого. Ум же всякий -как больший, так и меньший, одинаков>
[Phys. 164, 24; 35. Т. III. С. 156].

Совершенно очевидно, что в этом тексте <ум> одновременно
характеризуется и как сознательная, целесообразно действующая
духовная сила (он обладает <величайшим знанием>, <определил
порядок всего>) и как чисто механическая сила (отделение воздуха
и эфира, отделение редкого от плотного и т. д. производится <самим
вращением>).

Какое из двух пониманий <ума> существенно для Анаксагора?
Вопрос неясен, так как информация недостаточна, а тексты проти-
воречат друг другу. Уже Аристотель в сочинении <О душе> говорит,
что для него, Аристотеля, учение Анаксагора об отношении ума к
душе представляется неясным [De anima. 12, 404а 25; 6. С. 10].

Во многих местах Анаксагор признает <ум> источником красоты
и обоснованности. В другом месте он отождествляет ум с душой и
утверждает, будто ум присущ всем животным: как малым, так и
большим, как благородным, так и низким. Все же Аристотель
догадывается, будто Анаксагор считает душу по сути отличной от

<ума>, <уму> же он, по Аристотелю, <приписывает оба качества: и
познание и движение> [De anima. 12, 405а; 6. С. 12].

Характеризуя философию Анаксагора в целом, Аристотель оце-
нивает ее чрезвычайно высоко. Примечательна мотивировка этой
оценки. Аристотель ценит Анаксагора за то, что он рассматривает
<ум> как причину или основу мирового порядка. В 3-й главе 1-й
книги <Метафизики> Аристотель говорит по этому поводу: <...тот,
кто сказал, что разум находится, подобно тому как в живых суще-

ствах, так же и в природе, и что это он - виновник благоустройства
мира и всего мирового порядка, этот человек представился словно
трезвым по сравнению с пустословием тех, кто выступал раньше.
Явным образом, как мы знаем, взялся за такие объяснения Анак-
сагор> [Met. 1. 3, 984в 15; 4. С. 25].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna