|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Предшественником Анаксагора Аристотель называет его сооте- чественника - малоизвестного Гермотима. Совершенно очевидно, что Аристотель оценивает учение Анаксагора со своей точки зрения. Для него бог - это <мышление о мышлении> или ум, мыслящий собственную деятельность мышления. Поэтому Аристотель стре- мился вычитать у Анаксагора понятие об уме, близкое к тому, которое было свойственно самому Аристотелю. Но был ли <ум> Анаксагора действительно таковым? Сам Ари- стотель (в 4-й главе 1-й книги <Метафизики>) признает, что, строго говоря, Анаксагор воспользовался своим <умом> при объяснении возникновения мироздания как неким <богом из машины (deus ex machina)>. Другими словами, Аристотель хочет сказать, что, в сущности, у Анаксагора <ум> выступает в виде извне привлекаемого объяснения: <Когда у него, Анаксагора, явится затруднение, в силу какой причины то или другое имеет необходимое бытие, тогда он его привлекает, во всех же остальных случаях он все что угодно выставляет причиною происходящих вещей, но только не ум> [Met. 1, 4, 985а 18; 4. С. 25-26]. Это место замечательно. Оно верно раскрывает общую тенден- цию философии и физики Анаксагора. Эти философия и физика стремились ограничиться только естественными - физическими и механическими-объяснениями явлений природы. Только там, где Анаксагору недоставало данных, для того чтобы развить чисто физическое и чисто механическое объяснение, у него на сцене в качестве замены объяснения является <ум>. Мы убедились, что приведенная выше характеристика ума, развитая самим Анаксагором, содержит если не прямое противоре- чие, то по меньшей мере внутреннюю неясность: Анаксагор склонен одновременно рассматривать свой <ум> и как чисто материальную - движущую механическую - илу и как некую духовную - сознаю- щую свои цели и даже познающую - силу. Каким же образом в учении Анаксагора совмещались оба эти определения <ума>? Яркий свет на этот вопрос проливает рассказ об Анаксагоре, сообщаемый Платоном - крупнейшим греческим идеалистом пер- вой половины IV в. до н.э. В диалоге <Федон> Платон рассказывает устами выведенного в этом диалоге Сократа о впечатлении, которое вынес Сократ, ознакомившись с сочинениями Анаксагора. В ходе беседы с учениками Сократ рассказывает им следующее: <Однажды я слышал, как некто читал книгу, написанную, по его словам, Анаксагором. Когда он дошел до места, где у Анаксагора говорится, что <ум> устраивает все и есть причина всего сущего, я,-говорит Сократ,-пришел в восторг от этой причины и подумал: как превосходно, что ум есть причина всего. Я радовался, думая, что нашел в Анаксагоре наставника, который научит меня причинам всего сущего и тем удовлетворит потребности моего ума. Во-первых, он скажет мне, плоская или круглая Земля и почему она такова, объяснив, что п этом отношении есть наилучшее, и показав, почему для Земли лучше иметь такой-то вид... С великим рвением,- продолжает Сократ,- взялся я за его книги и прочел их с большою |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||