Предыдущая страница Следующая страница

Предшественником Анаксагора Аристотель называет его сооте-
чественника - малоизвестного Гермотима. Совершенно очевидно,
что Аристотель оценивает учение Анаксагора со своей точки зрения.
Для него бог - это <мышление о мышлении> или ум, мыслящий
собственную деятельность мышления. Поэтому Аристотель стре-
мился вычитать у Анаксагора понятие об уме, близкое к тому,
которое было свойственно самому Аристотелю.

Но был ли <ум> Анаксагора действительно таковым? Сам Ари-
стотель (в 4-й главе 1-й книги <Метафизики>) признает, что, строго
говоря, Анаксагор воспользовался своим <умом> при объяснении

возникновения мироздания как неким <богом из машины (deus ex
machina)>.

Другими словами, Аристотель хочет сказать, что, в сущности, у
Анаксагора <ум> выступает в виде извне привлекаемого объяснения:
<Когда у него, Анаксагора, явится затруднение, в силу какой
причины то или другое имеет необходимое бытие, тогда он его
привлекает, во всех же остальных случаях он все что угодно
выставляет причиною происходящих вещей, но только не ум> [Met.
1, 4, 985а 18; 4. С. 25-26].

Это место замечательно. Оно верно раскрывает общую тенден-
цию философии и физики Анаксагора. Эти философия и физика
стремились ограничиться только естественными - физическими и
механическими-объяснениями явлений природы. Только там,
где Анаксагору недоставало данных, для того чтобы развить чисто
физическое и чисто механическое объяснение, у него на сцене в
качестве замены объяснения является <ум>.

Мы убедились, что приведенная выше характеристика ума,
развитая самим Анаксагором, содержит если не прямое противоре-
чие, то по меньшей мере внутреннюю неясность: Анаксагор склонен
одновременно рассматривать свой <ум> и как чисто материальную -
движущую механическую - илу и как некую духовную - сознаю-
щую свои цели и даже познающую - силу.

Каким же образом в учении Анаксагора совмещались оба эти
определения <ума>?

Яркий свет на этот вопрос проливает рассказ об Анаксагоре,
сообщаемый Платоном - крупнейшим греческим идеалистом пер-
вой половины IV в. до н.э. В диалоге <Федон> Платон рассказывает
устами выведенного в этом диалоге Сократа о впечатлении, которое
вынес Сократ, ознакомившись с сочинениями Анаксагора. В ходе
беседы с учениками Сократ рассказывает им следующее: <Однажды
я слышал, как некто читал книгу, написанную, по его словам,
Анаксагором. Когда он дошел до места, где у Анаксагора говорится,
что <ум> устраивает все и есть причина всего сущего, я,-говорит
Сократ,-пришел в восторг от этой причины и подумал: как
превосходно, что ум есть причина всего. Я радовался, думая, что
нашел в Анаксагоре наставника, который научит меня причинам
всего сущего и тем удовлетворит потребности моего ума. Во-первых,
он скажет мне, плоская или круглая Земля и почему она такова,
объяснив, что п этом отношении есть наилучшее, и показав, почему
для Земли лучше иметь такой-то вид... С великим рвением,-
продолжает Сократ,- взялся я за его книги и прочел их с большою

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna