Предыдущая страница Следующая страница

все неподобное, несходное и противоположное при соприкоснове-
нии вызывает страдание, явным же это страдание делается благодаря
продолжительности и силе ощущений.

В процессе познания, как и следовало ожидать, Анаксагор
приписывает большое значение деятельности ума. Так, элементар-
ные материальные частицы мы постигаем не непосредственно
нашими чувствами, но догадываемся об их существовании только
посредством ума. Мы не видим и не можем видеть <семена>
вещей,- эти бесконечно малые частички, из соединения которых,
по Анаксагору, слагаются все тела природы, но мы знаем, что эти
частицы существуют, так как к выводу об их существовании нас
приводит ум.

Об огромном успехе материалистической мысли Анаксагора
говорит его поразительная догадка о значении, которое для развития
человеческого ума имела рука. Относящееся к этому вопросу суж-
дение Анаксагора дошло до нас в совершенно достоверной передаче
Аристотеля. В сочинении <О частях животных> Аристотель сооб-
щает, что, по Анаксагору, <человек является самым разумным из
животных вследствие того, что он имеет руки> [7. С. 151). При этом
особенно интересно, что Аристотель, приведя это положение Анак-
сагора, полемизирует с ним со своей, идеалистической точки
зрения. <Следовало бы признать,-замечает Аристотель,-что он
(т. е. человек.- В. А.) владеет руками вследствие того, что наиболее
разумен (из всех животных), ибо руки суть орудие, природа же,
подобно рассудительному человеку, распределяет органы, давая
каждый из них тому, кто может пользоваться им> [там же].

К сожалению, мы не имеем текстов, опираясь на которые можно
было бы сказать, как связывался в учении Анаксагора тезис о роли
руки с его представлениями о роли чувств в познании. Во всяком
случае несомненно, что умозрительный характер гипотез Эмпедокла
и Анаксагора о строении элементарных веществ и частиц природы
должен был поставить перед философией вопрос о пределах того,
что можно познать посредством ощущений.

Гипотеза о возникновении тел в результате соединения мель-
чайших частиц, очевидно, вела к утверждению, что чувства (зрение,
осязание и т.д.) не показывают нам непосредственно всего, что
существует в природе. Чувства составляют необходимую основу
познания, доставляют ему исходное содержание, но одними чувст-
вами познание ограничиться не может: существование весьма малых
частиц не может быть установлено прямо, при помощи только
внешних чувств.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna