|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница все неподобное, несходное и противоположное при соприкоснове- нии вызывает страдание, явным же это страдание делается благодаря продолжительности и силе ощущений. В процессе познания, как и следовало ожидать, Анаксагор приписывает большое значение деятельности ума. Так, элементар- ные материальные частицы мы постигаем не непосредственно нашими чувствами, но догадываемся об их существовании только посредством ума. Мы не видим и не можем видеть <семена> вещей,- эти бесконечно малые частички, из соединения которых, по Анаксагору, слагаются все тела природы, но мы знаем, что эти частицы существуют, так как к выводу об их существовании нас приводит ум. Об огромном успехе материалистической мысли Анаксагора говорит его поразительная догадка о значении, которое для развития человеческого ума имела рука. Относящееся к этому вопросу суж- дение Анаксагора дошло до нас в совершенно достоверной передаче Аристотеля. В сочинении <О частях животных> Аристотель сооб- щает, что, по Анаксагору, <человек является самым разумным из животных вследствие того, что он имеет руки> [7. С. 151). При этом особенно интересно, что Аристотель, приведя это положение Анак- сагора, полемизирует с ним со своей, идеалистической точки зрения. <Следовало бы признать,-замечает Аристотель,-что он (т. е. человек.- В. А.) владеет руками вследствие того, что наиболее разумен (из всех животных), ибо руки суть орудие, природа же, подобно рассудительному человеку, распределяет органы, давая каждый из них тому, кто может пользоваться им> [там же]. К сожалению, мы не имеем текстов, опираясь на которые можно было бы сказать, как связывался в учении Анаксагора тезис о роли руки с его представлениями о роли чувств в познании. Во всяком случае несомненно, что умозрительный характер гипотез Эмпедокла и Анаксагора о строении элементарных веществ и частиц природы должен был поставить перед философией вопрос о пределах того, что можно познать посредством ощущений. Гипотеза о возникновении тел в результате соединения мель- чайших частиц, очевидно, вела к утверждению, что чувства (зрение, осязание и т.д.) не показывают нам непосредственно всего, что существует в природе. Чувства составляют необходимую основу познания, доставляют ему исходное содержание, но одними чувст- вами познание ограничиться не может: существование весьма малых частиц не может быть установлено прямо, при помощи только внешних чувств. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||