Предыдущая страница Следующая страница

Не удивительно поэтому, что и Эмпедокл, и Анаксагор в своих
высказываниях относительно познания не раз отмечали недоста-
точность чувств и указывали на необходимость дополнить картину
явлений природы, которую нам рисуют ощущения, картиной, ко-
торая может быть выяснена только при помощи ума. Конечно, ум
опирается на показания чувств, но в своих суждениях об истинном

бытии он идет дальше, глубже того, что непосредственно показы-
вают нам в вещах чувства.

Уже Эмпедокл признавал важность восполняющей деятельности
ума. И то же у Анаксагора. И у него мы находим попытку определить
границы того, что показывают нам в вещах чувства, выяснить
необходимость продолжения исследований природы уже не только
с помощью ощущений, но и с помощью опирающегося на ощуще-
ния ума.

Именно в связи с этой попыткой следует рассматривать взгляд
Анаксагора на ощущения как на страдательные состояния. Ощуще-
ния - это то, что человек воспринимает в результате воздействия
на свои чувства. Воздействие это от самого человека не зависит; по
отношению к воздействию воспринимающая деятельность только
страдательна.

Намек на эту анаксагоровскую теорию восприятия имеется в
так называемой <Этике Никомаха> Аристотеля. <Животное всегда
страдает,-пишет Аристотель,-свидетельством чему служат фи-
зические теории, утверждающие, что зрение и слух сопряжены со
страданиями, но что мы к ним, как они говорят, привыкли> [Eth.
Nic. VII, 15, 1155в 7; 44. С. 143-144].

У Анаксагора сравнительно с его предшественниками мысль о
страдательной природе ощущений усиливается вследствие особен-
ностей теории познания самого философа. В противоположность
Эмпедоклу, который утверждал, будто подобное воспринимается
подобным ему, Анаксагор полагает, что мы воспринимаем проти-
воположное при помощи противоположного.

Имея в виду это учение Анаксагора о страдательной природе
ощущений, поздние античные писатели, особенно из школы скеп-
тиков, по-видимому, даже слишком усердно подчеркивали в учении
Анаксагора мысль о недостаточности и слабости чувств. Вряд ли
сам Анаксагор утверждал это так резко и так решительно, как можно
было бы думать на основании сообщений о нем Секста Эмпирика.
Этот философ-скептик (около 200 г. н. э.) собрал множество
высказываний философов, предшествующих скептикам. Ему каза-
лось. будто эти высказывания подтверждали истинность его собст-
венного, скептического учения. При такой подборке, стремясь
собрать как можно больше аргументов в пользу собственного
учения, он, естественно, мог преувеличить скептические тенденции
предшествующих философов. Как бы там ни было, но у Секста мы
читаем: <Наиболее занимавшийся исследованием природы Анакса-
гор, обвиняя ощущения в слабости, говорит: <Вследствие слабости
их (т. е. ощущений.- В. А.) мы не в состоянии судить об истине> -
и считает доказательством их неверности незначительное изменение
цветов> [71. VII, 90; 35. Т. III. С. 160].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna