|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Не удивительно поэтому, что и Эмпедокл, и Анаксагор в своих высказываниях относительно познания не раз отмечали недоста- точность чувств и указывали на необходимость дополнить картину явлений природы, которую нам рисуют ощущения, картиной, ко- торая может быть выяснена только при помощи ума. Конечно, ум опирается на показания чувств, но в своих суждениях об истинном бытии он идет дальше, глубже того, что непосредственно показы- вают нам в вещах чувства. Уже Эмпедокл признавал важность восполняющей деятельности ума. И то же у Анаксагора. И у него мы находим попытку определить границы того, что показывают нам в вещах чувства, выяснить необходимость продолжения исследований природы уже не только с помощью ощущений, но и с помощью опирающегося на ощуще- ния ума. Именно в связи с этой попыткой следует рассматривать взгляд Анаксагора на ощущения как на страдательные состояния. Ощуще- ния - это то, что человек воспринимает в результате воздействия на свои чувства. Воздействие это от самого человека не зависит; по отношению к воздействию воспринимающая деятельность только страдательна. Намек на эту анаксагоровскую теорию восприятия имеется в так называемой <Этике Никомаха> Аристотеля. <Животное всегда страдает,-пишет Аристотель,-свидетельством чему служат фи- зические теории, утверждающие, что зрение и слух сопряжены со страданиями, но что мы к ним, как они говорят, привыкли> [Eth. Nic. VII, 15, 1155в 7; 44. С. 143-144]. У Анаксагора сравнительно с его предшественниками мысль о страдательной природе ощущений усиливается вследствие особен- ностей теории познания самого философа. В противоположность Эмпедоклу, который утверждал, будто подобное воспринимается подобным ему, Анаксагор полагает, что мы воспринимаем проти- воположное при помощи противоположного. Имея в виду это учение Анаксагора о страдательной природе ощущений, поздние античные писатели, особенно из школы скеп- тиков, по-видимому, даже слишком усердно подчеркивали в учении Анаксагора мысль о недостаточности и слабости чувств. Вряд ли сам Анаксагор утверждал это так резко и так решительно, как можно было бы думать на основании сообщений о нем Секста Эмпирика. Этот философ-скептик (около 200 г. н. э.) собрал множество высказываний философов, предшествующих скептикам. Ему каза- лось. будто эти высказывания подтверждали истинность его собст- венного, скептического учения. При такой подборке, стремясь собрать как можно больше аргументов в пользу собственного учения, он, естественно, мог преувеличить скептические тенденции предшествующих философов. Как бы там ни было, но у Секста мы читаем: <Наиболее занимавшийся исследованием природы Анакса- гор, обвиняя ощущения в слабости, говорит: <Вследствие слабости их (т. е. ощущений.- В. А.) мы не в состоянии судить об истине> - и считает доказательством их неверности незначительное изменение цветов> [71. VII, 90; 35. Т. III. С. 160]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||