|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Главная страница "1°^T ставляют вполне однородного явления. Паи- софистов ^ ^^"^" более характерной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человече- ских понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменитом положении: <Человек есть мера всех вещей: существующих -в том, что они существуют,-и несуществу- ющих - в том, что они не существуют>. Старшая группа софистов. В развитии софистики различаются старшая и младшая группы софистов. К старшей относятся Протагор (481-413), Горгий, Гиппий и Продик. Учение Протагора сложилось на основе переработанных в духе релятивизма учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла. Согласно характеристике Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восприятий. Развивая положение атомистов о равной реальности бытия и небы- тия, Протагор доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему ут- верждение. Весьма прославилось развитое на почве элейской критики по- нятий небытия, движения и множества учение Горгия, посетившего в 427 г. Афины в качестве посла и выступавшего в Фессальских городах. Горгий разработал рассуждение, в котором доказывал: 1) ничто не существует; 2) если и есть нечто существующее, то оно не познаваемо; 3) если даже оно и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо. Гиппий привлек к себе внимание не только геометрическими исследованиями кривых, давшими толчок последующим работам Архита, но и размышлениями о природе законодательства. Наконец Продик, учивший с большим успехом в Афинах, развил релятивистское воззрение до взгляда, согласно которому <каковы пользующиеся вещами люди, таковы и самые вещи>. Софисты старшей группы были крупными мыслителями в вопросах права и общественно-политических. Протагор написал законы, определяв- шие демократический образ правления в афинской колонии Фурии в Южной Италии, и обосновал идею равенства свободных людей. Гиппий указал в своем определении закона на насильственное принуждение как на условие возможности законодательства. Те же софисты старшей группы пытались критически исследовать рели- гиозные верования. Сочинение Протагора о богах было публично сожжено и стало поводом к изгнанию философа из Афин, несмотря на крайне осторожную формулировку религиозного скептицизма. Продик, развивая взгляды Анаксагора и Демокрита, стал толковать религиозные мифы как олицетворение сил природы. Младшая группа соф истов. В учениях младших софистов (IV в. дон. э.), о которых сохранились крайне скудные данные, особенно выделяются их этические и социальные идеи. Так, Ликофрон и Алкидамант вступили против перегородок между социальными классами: Ликофрон доказывал, что знатность есть вымысел, а Алкидамант - что природа никого не создала рабами и что люди рождаются свободными. Антифонт не только развил материалистическое объяснение первоначал природы и происхож- дения ее тел и элементов, но пытался также критиковать явления 3* 67 культуры, отстаивая преимущества природы над установлениями культуры и над искусством. Фразимах распространил учение об относительности на социально-этические нормы и свел справедли- вость к полезному для сильного, утверждая, что каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой; демократия - демократические, а тирания -тиранические и т. д. Хотя некоторые софисты были действительно крупными мыс- лителями, релятивизм, ими развивавшийся, зачастую вел их к прямому отрицанию познаваемости вещей и к субъективизму. Ленин отмечает, что, например, учение Горгия есть <не только релятивизм>, но также и <скептицизм>. В этом своем качестве софисты должны быть признаны философами, подготовлявшими не только, как думал Гегель, диалектику, но также беспринципные и порой даже совершенно нигилистические учения, которые теперь называются <софистикой> и которые надо строго отличать от подлинной материалистической диалектики, рассматривающей по- знание как бесконечное движение и приближение через относи- тельно истинные знания к знанию объективному и абсолютному. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||