Предыдущая страница Главная страница

"1°^T     ставляют вполне однородного явления. Паи-
софистов      ^               ^^"^"
более характерной чертой, общей всей

софистике, является утверждение относительности всех человече-
ских понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором
в его знаменитом положении: <Человек есть мера всех вещей:

существующих -в том, что они существуют,-и несуществу-
ющих - в том, что они не существуют>.

Старшая группа софистов. В развитии софистики
различаются старшая и младшая группы софистов. К старшей
относятся Протагор (481-413), Горгий, Гиппий и Продик. Учение
Протагора сложилось на основе переработанных в духе релятивизма
учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла. Согласно
характеристике Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и
учил о текучести материи и об относительности всех восприятий.
Развивая положение атомистов о равной реальности бытия и небы-
тия, Протагор доказывал, будто каждому утверждению может быть
с равным основанием противопоставлено противоречащее ему ут-
верждение.

Весьма прославилось развитое на почве элейской критики по-
нятий небытия, движения и множества учение Горгия, посетившего
в 427 г. Афины в качестве посла и выступавшего в Фессальских
городах. Горгий разработал рассуждение, в котором доказывал:
1) ничто не существует; 2) если и есть нечто существующее, то оно
не познаваемо; 3) если даже оно и познаваемо, то его познание
невыразимо и неизъяснимо.

Гиппий привлек к себе внимание не только геометрическими
исследованиями кривых, давшими толчок последующим работам
Архита, но и размышлениями о природе законодательства.

Наконец Продик, учивший с большим успехом в Афинах, развил
релятивистское воззрение до взгляда, согласно которому <каковы
пользующиеся вещами люди, таковы и самые вещи>. Софисты
старшей группы были крупными мыслителями в вопросах права и
общественно-политических. Протагор написал законы, определяв-
шие демократический образ правления в афинской колонии Фурии
в Южной Италии, и обосновал идею равенства свободных людей.
Гиппий указал в своем определении закона на насильственное
принуждение как на условие возможности законодательства. Те же
софисты старшей группы пытались критически исследовать рели-
гиозные верования. Сочинение Протагора о богах было публично
сожжено и стало поводом к изгнанию философа из Афин, несмотря
на крайне осторожную формулировку религиозного скептицизма.
Продик, развивая взгляды Анаксагора и Демокрита, стал толковать
религиозные мифы как олицетворение сил природы.
Младшая группа соф истов. В учениях младших
софистов (IV в. дон. э.), о которых сохранились крайне скудные
данные, особенно выделяются их этические и социальные идеи.
Так, Ликофрон и Алкидамант вступили против перегородок между
социальными классами: Ликофрон доказывал, что знатность есть
вымысел, а Алкидамант - что природа никого не создала рабами
и что люди рождаются свободными. Антифонт не только развил
материалистическое объяснение первоначал природы и происхож-
дения ее тел и элементов, но пытался также критиковать явления

3*                                                                       67

культуры, отстаивая преимущества природы над установлениями
культуры и над искусством. Фразимах распространил учение об
относительности на социально-этические нормы и свел справедли-
вость к полезному для сильного, утверждая, что каждая власть
устанавливает законы, полезные для нее самой; демократия -
демократические, а тирания -тиранические и т. д.

Хотя некоторые софисты были действительно крупными мыс-
лителями, релятивизм, ими развивавшийся, зачастую вел их к
прямому отрицанию познаваемости вещей и к субъективизму.
Ленин отмечает, что, например, учение Горгия есть <не только
релятивизм>, но также и <скептицизм>. В этом своем качестве
софисты должны быть признаны философами, подготовлявшими
не только, как думал Гегель, диалектику, но также беспринципные
и порой даже совершенно нигилистические учения, которые теперь
называются <софистикой> и которые надо строго отличать от
подлинной материалистической диалектики, рассматривающей по-
знание как бесконечное движение и приближение через относи-
тельно истинные знания к знанию объективному и абсолютному.

Предыдущая страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna