Предыдущая страница Следующая страница

iB4).AcMvc                                                                                         65

Так, Гиппий обучал, по свидетельству Ксенофонта и Платона,
астрономии, метеорологии, геометрии и музыке; Пол бы сведущ в
учениях физики; Критий разделял, по свидетельству Аристотеля,
психологические взгляды Эмпедокла; Антифонт занимался задачей
квадратуры круга и пытался объяснить метеорологические явления -
то по Гераклиту, то по Диогену, то по Анаксагору. Новые учителя
получили наименование <софистов>. Первоначально словом <со-
фист> называли искусных в каком-либо деле людей - поэтов,
музыкантов, законодателей, мудрецов. Впоследствии писатели кон-
сервативного и реакционного образа мыслей, отрицавшие демок-
ратический строй, его учреждения и практику его деятелей,
перенесли свою вражду и на новых учителей, подготовлявших
молодых людей к политической и судебной карьере. <Софистами>
они стали называть тех, кто в речах, обращенных к слушателям,
стремились не к выяснению истины, а к тому, чтобы ложь выдавать
за правду, мнение - за достоверную истину, верхоглядство - за
знание.

Практически это наименование было распространено именно
на людей новой преподавательской профессии. Такая их характе-
ристика опиралась отчасти на то, что новые учителя философии
стали доводить до крайности мысль об относительности всякого
знания. Отчасти неприязненная характеристика софистов опира-
лась и на то, что, обучая технике ораторского искусства и полити-
ческой деятельности, новые учителя порой обучали приемам и
формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об
истинности доказываемых положений. Дурное впечатление на про-
тивников демократических новшеств производил также обычай
новых преподавателей брать со своих учеников плату, часто очень
высокую, за обучение.

Первые школы красноречия возникли в городах Сицилии, где
еще Эмпедокл прославился как образцовый оратор и где Пол был
уже настоящим софистом. Из сицилийских Леонтин был родом
также софист Горгий. Развитие в V в. до. н.э. демократии в Афинах
и особенно развитие связей с другими городами греческого мира
сделало Афины ареной для выступлений и преподавательской
деятельности ряда софистов - Протагора из Абдер, Гиппия из
Элиды, Продика с Кеоса и Горгия из Леонтин, хотя афинские
государственные люди самых различных убеждений относились к
софистам в общем неприязненно. Софист Протагор из Абдер был
даже осужден на изгнание за высказанное им сомнение в вопросе
о существовании богов.
Как философское течение софисты не пред-

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna