|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Эта характеристика перехода развивается в ряде важных фраг- ментов. В 126-м утверждается, что <холодное становится теплым, теплое-холодным, влажное-сухим, сухое-влажным> [35. Т. 1 С. 167]. Во фрагменте 76-м, сообщенном Максимом Тирским, говорит- ся, что <огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля -смертью воды> [35. Т. 1. С. 160]. В то же время в ряде других фрагментов Гераклит поясняет, что при всех переходах основа изменения или перехода каждого явления (элемента) в свою противоположность остается общей, тождествен- ной. В 67-м фрагменте мы читаем: <Бог есть день и ночь, зима и лето, война и мир, насыщение и голод [все противоположности]> [35. Т. 1. С. 159]. Как понимать этот отрывок? День переходит в ночь, ночь переходит в день, зима переходит в лето, лето переходит в зиму, война сменяется миром и наоборот, но при этих переходах <бог> есть тождественная основа всех переходов: он есть и день и ночь, и зима и лето, и война и мир, и насыщение и голод. В 59-м отрывке та же мысль поясняется более частным приме- ром: <Тождествен,-говорит Гераклит,-прямой и кривой путь у валяльного винта> [35. Т. 1. С. 158]. Прямой и кривой путь - противоположности, но в самой их противоположности существует единая тождественная основа. А в примыкающем к этому 60-м фрагменте утверждается, что <путь вверх и вниз один и тот же> [там же]. И здесь подчеркивается <тождество> противоположностей, постоянно переходящих друг в Друга. Более того, Гераклит резко полемизирует с теми, кто не пони- мает этого тождества противоположностей. В важном 51-м фраг- менте он порицает всех тех, которые не признают или не знают единства противоположностей. Здесь мы читаем: <Они не понима- ют, как расходящееся согласуется с собой (т. е. не понимают, как в противоположностях обнаруживается их единая, тождественная основа.- В. А.) [Оно есть] возвращающаяся [к себе] гармония подобно тому, что [наблюдается] у лука и лиры> [там же. С. 155]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||