Предыдущая страница Следующая страница

Постоянное движение, изменение, переход каждого явления в
противоположное имеют в качестве необходимого следствия отно-
сительность всех свойств вещей. Ни одно качество вечно изменя-
ющейся природы не есть свойство безотносительное, абсолютное.
Мир един, в мире все связано между собой, всякое явление и
свойство переходит в собственную противоположность, и потому
всякое качество должно характеризоваться не как изолированное и
в своей изолированности абсолютное, а как качество относительное.

Мысль эта излагается в ряде фрагментов, интересных и важных
для понимания Гераклита. При этом заслуживает внимания то, что
примеры, доказывающие относительность свойств, качеств, Герак-
лит черпает главным образом из наблюдений над жизнью людей и
частично животных.

Говоря в <Этике>, что <иное удовольствие у лошади, иное у
собаки и иное у человека>, Аристотель ссылается на слова Герак-
лита: <Ослы солому предпочли бы золоту> [35. Т. 1. С. 148]. Стало
быть, по Гераклиту, нельзя думать, будто золото - безотноситель-
ная, абсолютная ценность. Ценность его относительна: в глазах
людей оно составляет высочайшую ценность, но для ослов гораздо
большую ценность имеет корм.

А в 37-м фрагменте читаем: <Если только верить Гераклиту
Эфесскому, который утверждает, что свиньи купаются в грязи,
птицы в пыли или в пепле> [там же. С. 154].

И здесь подчеркивается относительность представления о чис-
тоте: люди полагают, что они очищаются, когда они выкупаны в
воде, свиньи -в грязи, а птицы -в пыли.

В 61-м фрагменте морская вода характеризуется одновременно
и как <чистейшая> и как <грязнейшая>; <для рыб она питательна и
спасительна,-говорит Гераклит,-людям же негодна для питья и
пагубна> [там же. С. 158].

Мысль об относительности свойств получает еще более общую
формулировку в 62-м фрагменте. <Бессмертные,- утверждает здесь
Гераклит,-смертны, смертные-бессмертны: жизнь одних есть
смерть других и смерть одних есть жизнь других> [там же].

Относительность свойств распространяется и на оценки эсте-
тические и на оценки, касающиеся человеческой мудрости, а на
оценки нравственных качеств: <Муж,-утверждает Гераклит,-
считается глупым у божества, подобно тому как ребенок у взросло-
го> [там же. С. 161]; <...самая прекрасная обезьяна безобразна по
сравнению с родом людей> [там же]; <...мудрейший из людей по
сравнению с богом кажется обезьяной - и по мудрости, и по
красоте, и во всем прочем> [там же].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna