|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Постоянное движение, изменение, переход каждого явления в противоположное имеют в качестве необходимого следствия отно- сительность всех свойств вещей. Ни одно качество вечно изменя- ющейся природы не есть свойство безотносительное, абсолютное. Мир един, в мире все связано между собой, всякое явление и свойство переходит в собственную противоположность, и потому всякое качество должно характеризоваться не как изолированное и в своей изолированности абсолютное, а как качество относительное. Мысль эта излагается в ряде фрагментов, интересных и важных для понимания Гераклита. При этом заслуживает внимания то, что примеры, доказывающие относительность свойств, качеств, Герак- лит черпает главным образом из наблюдений над жизнью людей и частично животных. Говоря в <Этике>, что <иное удовольствие у лошади, иное у собаки и иное у человека>, Аристотель ссылается на слова Герак- лита: <Ослы солому предпочли бы золоту> [35. Т. 1. С. 148]. Стало быть, по Гераклиту, нельзя думать, будто золото - безотноситель- ная, абсолютная ценность. Ценность его относительна: в глазах людей оно составляет высочайшую ценность, но для ослов гораздо большую ценность имеет корм. А в 37-м фрагменте читаем: <Если только верить Гераклиту Эфесскому, который утверждает, что свиньи купаются в грязи, птицы в пыли или в пепле> [там же. С. 154]. И здесь подчеркивается относительность представления о чис- тоте: люди полагают, что они очищаются, когда они выкупаны в воде, свиньи -в грязи, а птицы -в пыли. В 61-м фрагменте морская вода характеризуется одновременно и как <чистейшая> и как <грязнейшая>; <для рыб она питательна и спасительна,-говорит Гераклит,-людям же негодна для питья и пагубна> [там же. С. 158]. Мысль об относительности свойств получает еще более общую формулировку в 62-м фрагменте. <Бессмертные,- утверждает здесь Гераклит,-смертны, смертные-бессмертны: жизнь одних есть смерть других и смерть одних есть жизнь других> [там же]. Относительность свойств распространяется и на оценки эсте- тические и на оценки, касающиеся человеческой мудрости, а на оценки нравственных качеств: <Муж,-утверждает Гераклит,- считается глупым у божества, подобно тому как ребенок у взросло- го> [там же. С. 161]; <...самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей> [там же]; <...мудрейший из людей по сравнению с богом кажется обезьяной - и по мудрости, и по красоте, и во всем прочем> [там же]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||