Главная страница Следующая страница

III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕАЛИЗМА
И АТОМИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА

1. СОКРАТ И СОКРАТОВСКИЕ ШКОЛЫ

Распространение софистических учений в греческих демокра-
тиях, в том числе в Афинах, вызвало отпор со стороны не только
материалистов, но и со стороны объективных идеалистов. Первым
крупным мыслителем, способствовавшим возникновению учений
объективного идеализма, был афинянин Сократ (469-399). Скуль-
птор по профессии, Сократ выступил около начала Пелопоннесской
БОЙНЫ в Афинах с устным изложением философского учения и
вскоре собрал вокруг себя многочисленный круг учеников, большая
часть которых (хотя не все) оказались врагами общественно-поли-
тического строя афинской рабовладельческой демократии. Это
обстоятельство, а также сообщаемые Платоном критические выска-
зывания самого Сократа, направленные против демократического
строя, восстановили против Сократа демократических правителей
Афин, которые во главе с Анитом привлекли Сократа к суду.
Однако, как это было и с Анаксагором, мотивом для обвинения,
по существу политического, послужило религиозное вольномыслие
Сократа: отрицание им староотеческих богов и почитание нового
божества. По приговору суда Сократ в мае 399 г. до н. э. выпил
кубок яда.

Современник и свидетель успехов софистического движения,
Сократ оказался одновременно представителем известных особен-
ностей софистики - таковы публичность преподавания, примене-

ние формы спора или беседы для выяснения вопроса, некоторые
черты скептицизма и т.д.-и борцом против нее.

Проблема
подлинности
учения

Слушавший ученика Анаксагора Архелая, хорошо знакомый с
учениями о природе своих предшественников и современных со-
фистов, Сократ в зрелый период своей деятельности отвергает
вопросы, которыми дотоле занималась философия: о первоначалах,
об их числе и природе, о возникновении и строении мироздания и
т. д. Противоречия, в которых запутались философы, пытавшиеся
ответить на эти и подобные вопросы, доказывают, по Сократу, будто
решение их недоступно познанию.
Философия, как ее понимает Сократ,-не
умозрительное рассмотрение природы, а уче-
ние о том, как следует жить. Но так как
жизнь - искусство и так как для совершен-
ства в искусстве необходимо знание искусства, то главному прак-
тическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о
сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего
(или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание
есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством
определения понятия.

Главная страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna