|
|
|
---|---|---|
|
||
Главная страница Следующая страница III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕАЛИЗМА И АТОМИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА 1. СОКРАТ И СОКРАТОВСКИЕ ШКОЛЫ Распространение софистических учений в греческих демокра- тиях, в том числе в Афинах, вызвало отпор со стороны не только материалистов, но и со стороны объективных идеалистов. Первым крупным мыслителем, способствовавшим возникновению учений объективного идеализма, был афинянин Сократ (469-399). Скуль- птор по профессии, Сократ выступил около начала Пелопоннесской БОЙНЫ в Афинах с устным изложением философского учения и вскоре собрал вокруг себя многочисленный круг учеников, большая часть которых (хотя не все) оказались врагами общественно-поли- тического строя афинской рабовладельческой демократии. Это обстоятельство, а также сообщаемые Платоном критические выска- зывания самого Сократа, направленные против демократического строя, восстановили против Сократа демократических правителей Афин, которые во главе с Анитом привлекли Сократа к суду. Однако, как это было и с Анаксагором, мотивом для обвинения, по существу политического, послужило религиозное вольномыслие Сократа: отрицание им староотеческих богов и почитание нового божества. По приговору суда Сократ в мае 399 г. до н. э. выпил кубок яда. Современник и свидетель успехов софистического движения, Сократ оказался одновременно представителем известных особен- ностей софистики - таковы публичность преподавания, примене- ние формы спора или беседы для выяснения вопроса, некоторые черты скептицизма и т.д.-и борцом против нее. Проблема подлинности учения Слушавший ученика Анаксагора Архелая, хорошо знакомый с учениями о природе своих предшественников и современных со- фистов, Сократ в зрелый период своей деятельности отвергает вопросы, которыми дотоле занималась философия: о первоначалах, об их числе и природе, о возникновении и строении мироздания и т. д. Противоречия, в которых запутались философы, пытавшиеся ответить на эти и подобные вопросы, доказывают, по Сократу, будто решение их недоступно познанию. Философия, как ее понимает Сократ,-не умозрительное рассмотрение природы, а уче- ние о том, как следует жить. Но так как жизнь - искусство и так как для совершен- ства в искусстве необходимо знание искусства, то главному прак- тическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||