|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического метода, или диалектики. Диалектика - великое достижение философии Сокра- та. Она не только характеризует философию Сократа, но также отличает метод его ученика Платона и платоников. Она возобновля- ется в III в. н.э. в философии неоплатоника Плотина и развивается в школе неоплатонизма от Плотина до Прокла (III-V вв. н. э.). Философская деятельность Сократа была чрезвычайно интен- сивной и влиятельной. Как уже сказано выше, это была деятель- ность не философского писателя, а учителя 'философии, излагавшего свои учения только устно, в форме беседы или спора, по особому, характерному для него методу. Именно этот метод имеют прежде всего в виду, когда говорят о диалектике Сократа. Если бы речи и беседы Сократа были записаны, то историко- философская характеристика его диалектики была бы, конечно, выполнима. Но вся беда в том, что имеются и частично дошли до нас лишь литературные попытки воспроизведения этих речей и бесед, принадлежащие писателям - ученикам Сократа - Ксено- фонту и Платону. Оба как будто стремятся воспроизвести поучения Сократа так, как они произносились,-в форме диалога. Это- вопросы, которые Сократ ставил перед своим слушателем или собеседником, ответы собеседника и последующие ответы Сократа, обычно содержащие его возражения и критику предложенного собеседником определения, а также дальнейшее уточнение или детализацию первоначально поставленного вопроса. Однако нельзя считать, будто изображения сократических бесед в сочинениях Ксенофонта и Платона представляют точные образцы диалектики Сократа. Кое в чем они совпадают между собой, но кое в чем расходятся, и порой довольно значительно. Сократ у Ксено- фонта - не тот, что Сократ у Платона. Возникает поэтому естест- венный вопрос: в какой степени изложение и характеристика сократовского метода у обоих этих писателей соответствует исто- рической действительности; чей Сократ ближе к подлинному - тот, которого вывел Ксенофонт в своих <Воспоминаниях о Сократе> (и в других <сократических> сочинениях), или же тот, которого изобразил Платон в своих диалогах? |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||