|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Продолжением и завершением этого опровержения оказывается понятие Сократа о <благоразумии>, излагаемое им в последней части диалога в сущности не как понятие даже, а как рассказ о некоем привидевшемся ему сне [см. там же. 173-176]. Сократу как-то приснилось, что есть нечто единственно необходимое для человека. Это знание о добре и зле, или умение отличить добро от зла. <Благоразумие>, составляющее предмет исследования, должно быть знанием не о самом себе, не знанием о знании, а знанием о добре и зле. Никакое знание - каким бы всеохватывающим оно ни было,-не могло бы стать источником подлинного блаженства и не могло бы оказаться полезным, если бы человек был лишен предварительного знания о добре и зле. <Благоразумие> должно совпадать с тем нравственным сознанием и с тем его критерием добра и зла, который делает нас блаженными и хорошими. По мысли Сократа, как она предстает в <Хармидс>, все пред- шествующие и последовательно отвергнутые им - в своей отдель- ности и отрозненности-определения <благоразумие> теперь, в свете озарившего его во сне нового определения, восстанавливаются в том, что в них есть истинного и ценного. Они, как оказывается, только диалектические ступени, приводящие философа к истинно- му воззрению. Из всех частных и <видовых> добродетелей доброде- тель <благоразумия> в ее последнем определении -родовая, наиболее общая, наиболее широкая. Кто усвоит предложенное Сократом определение <благоразумия>, тот без труда поймет отно- сительную или предварительную истинность и ценность всех преды- дущих, ранее высказанных Хармидом и Критием определений его. Все они-относительно истинные, но недостаточные в своей ограниченности диалектические моменты единого адекватного оп- ределения. Диалог <Хармид> хорошо характеризует главную цель диалек- тических бесед Сократа, как ранних, так и поздних, зрелых. Цель эта - подчинение философского исследования нравственной зада- че, нравственной проблеме. Читатель <Лахеса> и <Хармида> участ- вует вместе с Сократом в исследовании нравственных категорий. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||