|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Однако сама диалектическая аргументация W^^T^* Сократа еще малоискусна, недостаточно вы- работана. Более высокую ступень развития диалектики представляет аргументация Сократа, как она изложена Платоном в диалоге <Гиппий Больший>. Здесь с гораздо большей ответственностью, чем, например, в <Лахесе> при определении мужества, подчеркнуто, что цель диалектического исследования (в <Гиппий>) - определение прекрасного как сущности исследуемо- го, общей для всех его частных случаев, или обнаружений. Смехо- творность попытки глупого Гиппия, который на вопрос Сократа о том, что есть прекрасное, отвечает, будто это прекрасная девушка, состоит именно в том, что Гиппий не видит и не понимает смысла самого вопроса, не видит и не понимает различия между общим и его частными обнаружениями, между сущностью и ее явлением, между единым и многими частями этого единого. Когда Сократ спрашивает Гиппия, что такое прекрасное, Гиппию кажется, будто его просят указать какой-нибудь частный вид или особый пример прекрасного. Он не понимает, что вопрос может быть сформули- рован о самом существе прекрасного, независимо от всех особых и частных случаев его явления. В диалоге Сократ формулирует свои вопросы, свои возражения и опровержения не от самого себя, а якобы от имени какого-то своего собеседника, с которым будто бы вел недавно беседу о прекрасном и которого он не мог одолеть в споре. Сократ заявляет Гиппию: <...смотри, дорогой мой: он ведь тебя спрашивает не о том, что прекрасно, а о том, что такое прекрасное> [Гиппий Больший. 287 Е]. Отвергнув и даже высмеяв ряд ответов Гиппия, бессмысленность которых вытекает именно из неспособности по- нять смысл вопроса о прекрасном, т. е. вопроса о том, что такое <прекрасное само по себе, благодаря которому все остальное укра- шается и представляется прекрасным,-как только эта идея при- соединяется к чему-либо, это становится прекрасной девушкой, кобылицей, либо лирой?> [там же. 289 D], Сократ сам повторяет в более точной форме смысл этого вопроса: <Я спрашивал о прекрас- ном самом по себе, которое все, к чему бы оно ни присоединилось, делает прекрасным,-и камень, и дерево, и человека, и бога, и любое деяние, любое знание. Ведь я тебя спрашиваю, дорогой мой, что такое красота сама по себе, и при этом ничуть не больше могу добиться толку, чем если бы ты был камнем, мельничным жерновом, без ушей и без мозга> [там же. 292 D]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||