|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Что касается Ксенофонта, то тенденциозность и, следовательно, историческая ненадежность, односторонность его изображения оче- видны. Свои <Воспоминания о Сократе> он написал не только спустя много лет после разговоров, которые в них изображаются, но и с явной целью - посмертно реабилитировать своего учителя, казненного в 399 г. по приговору Афинского суда, обвинившего Сократа в безбожии и развращении юношества. Задача <сократи- ческих> сочинений Ксенофонта - убедить афинян в том, что при- говор этот был печальной ошибкой, доказать благочестие Сократа и его полную лояльность по отношению к афинской демократии и ее политическому строю. Ксенофонт старается доказать, вопреки обвинению, благотворность влияния, которое имели наставления Сократа и общение с ним на афинских молодых людей - слуша- телей и учеников Сократа. Изображенный Ксенофонтом Сократ - законопослушный, благочестивый учитель добродетели и благонра- вия. Это не софист вроде Протагора и не модный натурфилософ, сочинитель безбожных и фантастических космологий и космогоний вроде изгнанного впоследствии из Афин физика Анаксагора. Уст- ройство мироздания, природы и движение небесных светил он полагал недоступными слабому человеческому уму и считал их доступными только уму божественному. Из бесед Сократа Ксено- фонт сохранил и записал только то, что соответствовало такой характеристике прославленного учителя. Изображение Сократа у Ксенофонта не только оставляло в тени многое из того, чего Ксенофонт либо не понял сам, либо не хотел извлекать на свет как компрометирующее Сократа, но, кроме того, сгущало краски, распределяло свет и тени в зависимости от апологетической задачи автора. Другого рода трудности ожидают нас при изучении образа Сократа, нарисованного Платоном. Платон не только рисует, иног- да с удивительной художественной силой, образ Сократа, он посто- янно излагает от имени Сократа свое собственное философское учение. Только в позднем диалоге - в <Законах> - Платон не выводит Сократа в числе собеседников. Во всех остальных Сократ присутствует как одно из действующих лиц. Во многих (хотя и не во всех) диалогах ему даже принадлежит главная роль: Сократ превращается в глашатая мысли самого Платона, становится фи- |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||