Предыдущая страница Следующая страница

ями и предписаниями своего религиозно-мистического мировозз-
рения. В IV в. до н.э. деятельность пифагорейцев сходит на нет.
Отголоском пифагорейских мистических и религиозных воззрений
оказались возникшие в совершенно иной исторической обстановке
так называемые неопифагорейские учения 1 в. до н.э.

3. АТОМИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
ЛЕВКИППА И ДЕМОКРИТА

Во второй половине V в. дон. э., наряду с уже известными нам
крупными очагами развития науки и философии в Греции, на севере
страны, во Фракии, появился новый центр - город Абдеры. Здесь,
по-видимому, протекала деятельность Левкиппа в его зрелую пору,
а также деятельность Демокрита. Хронология жизни и деятельности
Демокрита устанавливается неточно. По одним сообщениям, он
родился около 460 г., по другим - около 470 г. до н.э. Если принять
последнюю дату рождения, то получается, что Демокрит был почти
ровесником афинского философа Сократа, о котором достоверно
известно, что он родился в 469 г. Из обеих дат надежнее первая
(460), сообщаемая хронографом Аполлодором. Вторая дата (470),
сообщаемая Фрасиллом, античным издателем работ Демокрита,
внушает подозрение в том, что она подогнана к ошибочной точке
зрения Аристотеля, рассматривавшего Демокрита как предшествен-
ника Сократа.

Демокрит был современником также одного из крупнейших
софистов старшего поколения - Протагора. Имеются основания
предполагать, что одной из главных идейных и теоретических задач,
которые ставил перед собой Демокрит, было опровержение скеп-
тической теории познания софистов старшего поколения, а также
доказательство того, что, вопреки учению софистов, наука возмож-
на как вполне достоверное знание.

Закончив цикл длительных научных поездок в страны тогдаш-
него культурного Востока, Демокрит вернулся в Абдеры, где и
протекала его научная деятельность. Здесь кроме Демокрита и,
возможно, его учителя Левкиппа жил и творил софист Протагор, а
также некоторое время великий греческий натуралист и врач Гип-
пократ. Эти три имени - Демокрит, Протагор и Гиппократ -
доказательство того, что захудалые ранее Абдеры стали со второй
половины V в. до н.э. видным научным центром. Это может быть
объяснено экономическими и политическими связями, возникши-
ми в это время между Фракией, северной окраиной Греции, и
Персией. Через Абдеры в это время проходили торговые пути,
ведущие на Восток. Персидский царь Ксеркс останавливался в
Абдерах, сохранилось предание о том, что отец Демокрита оказал
ему гостеприимство.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna