|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница стью вокруг осей, наклоненных друг к другу под некоторым углом. Гипотеза Евдокса предполагала центральное положение Земли в мире, но вскоре и это воззрение было оставлено и заменено первым в истории науки учением, помещающим Землю подобно другим светилам на одной из концентрических сфер, обращающихся вокруг центрального огня, занявшего место Земли. Между центральным огнем (невидимым с Земли) и Землей было предположено сущест- вование также невидимой с земного шара <противоземли> - отча- сти для объяснения затмений, отчасти для дополнения числа светил и их сфер до десяти, так как десять считалось у пифагорейцев особо важным числом. Жители Земли, обитающие на стороне земного шара, противоположной как <противоземле>, так и центральному огню, получают свет не прямо от центрального огня, а в отраженном виде от Солнца и Луны. Движение Земли двойное: вокруг оси и центрального огня. Длительные и углубленные многолетние занятия астрономией связывались у пифагорейцев с занятиями музыкальной акустикой, необходимыми ввиду важной роли, которую музыка играла в сис- теме воспитания. В этой области пифагорейцы открыли, что гар- монические созвучия октавы, квинты и кварты обусловлены числовыми отношениями и что при одинаковом натяжении струн высота тона обратно пропорциональна длине звучащей струны. На аналогии между этим отношением и отношением скоростей дви- жения планет к их расстояниям пифагорейцы построили совершен- но фантастическое, но тем не менее разделявшееся еще в XVII в. Кеплером учение о музыкальной гармонии движущихся небесных сфер. Таким же фантастическим и произвольным оказалось учение пифагорейцев о периодической повторяемости всех состояний и событий, происходящих в мире. Учение пифагорейцев о душе принадлежит к той части философии, в которой пифагорейцы всего теснее примыкают к древним мистическим религиозным представ- лениям первых основателей союза. Напротив, в области пифаго- рейской медицины выделился врач из Кротона Алкмеон (V в. до н. э.) как один из корифеев античной науки. Алкмеон рассматривал состояние здоровья как гармоничное сочетание качеств влажного и сухого, холодного и теплого, сладкого и горького, а состояние болезни - как возобладание какого-либо одного из них. Порази- тельны физиологические догадки и открытия Алкмеона: он устано- вил, что орган душевных и мыслительных процессов -не сердце, как полагали до него, а мозг, установил различие между способно- стью к восприятиям, свойственной и животным, и способностью к мышлению, принадлежащей только человеку, а также показал, что ощущения доводятся до мозга посредством особых путей, соединя- ющих органы чувств с мозгом. Ему же принадлежат попытки физиологического объяснения чувственных восприятий, например, зрения. В правилах практического поведения, в определении норм этики пифагорейцы руководились главным образом представлени- |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||