|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Однако Аристотель, более близкий по времени к Демокриту, чем Эпикур, ничего не говорит о существовании у Демокрита такого мнения. В своей монографии о Демокрите (из которой цитирует Аристотеля его комментатор Симплиций) Аристотель говорит о Демокрите, будто <Демокрит полагал, что вечные начала (т. е. атомы. -В. А.) по своей природе -маленькие сущности, бесконеч- но многие по числу> [72. P. 133а; 36. С. 225]. Эти сущности - атомы - <настолько малы, что недоступны восприятию наших органов чувств> [72. P. 133а; 36. С. 225]. Говоря об атомах Демокрита как о <маленьких сущностях>, Аристотель тут же разъясняет, что Демокрит допускал и бесконечно большую по величине сущность, а именно - пустое пространство, или пустоту. Где же, как не в этом месте, Аристотелю следовало бы сделать оговорку, что Демокрит допускал и существование очень больших атомов, если бы таков был его взгляд. Однако такой оговорки у Аристотеля нет, и это наводит на мысль, что у Демокрита не было учения о возможности существования атомов огромных размеров и что полемика Эпикура с Демокритом по этому вопросу основыва- ется на каком-то недоразумении или ошибке в понимании Демок- рита. Важно подчеркнуть, что Левкипп и Демокрит полагали, что число атомов бесконечно. По разъяснению Симплиция, они посту- лировали существование бесконечного множества атомов, потому что эта бесконечность необходима для объяснения всех явлений, наблюдаемых в физическом мире: только тем, кто считает атомы бесконечно многими по числу, удается всему дать разумное объяс- нение. Это обоснование -классический пример возникновения научной гипотезы. Будучи все без изъятия <маленькими сущностями>, атомы имеют различные формы. Различиями в форме атомов Демокрит объяснял соединение атомов во временно устойчивые образования, т. е. в миры: будучи весьма разных форм, атомы сцепляются между собой и таким образом производят и мир и все явления в нем, точнее, производят бесчисленные миры. Важность этого свойства - различия их форм - отразилась и в терминологии Демокрита. Свои первоначальные частицы вещества Демокрит называет не только <атомами>, но и <неделимыми фор- мами>. Но в греческом языке понятие формы иногда выражалось посредством слова, означающего <вид>, <очертание>. Для слова же <вид>, кроме термина <эйдос>, существовал также термин <идея>. Слово <идея> здесь означало не <понятие> или <мысль> в современ- ном значении, а именно <вид>,<очертание>, <форму>. Этим зна- чением слова <идея> Демокрит воспользовался как термином, 4* 99 |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||