|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница означающим <неделимые формы>, или <атомы>. Не удивительно поэтому, что специальное сочинение философа об атомах (до нас не дошедшее) называлось <Об идеях>. По крайней мере, таково сообщение Секста Эмпирика. В учении об <атомах> (<идеях>) Демокрит -материалист. То, что он называет <идеями>, есть телесные формы, или сущности. Это бесконечные по числу атомы, частицы вещества, движущиеся в бесконечном пустом пространстве. Такую особенность Демокрита в применении термина <идеи> необходимо заметить, так как впоследствии младший современник Демокрита, афинский философ Платон, стал применять тот же термин <идеи>, но уже в идеалистическом смысле. И у Платона <идеи> -термин, означающий истинно сущее бытие. И у Платона <идеи> -формы. Но у Платона его <идеи> (или <виды>, <формы>) - формы бестелесные. Они пребывают в особом, <занебесном>, по выражению Платона, месте. Они постигаются не чувствами, а умом, отрешенным от всего чувственного. Одно и то же слово <идея> у Демокрита имеет материалистический смысл, а у Платона -иде- алистический. Но если мы принимаем, что атомы - невидимые по своей чрезвычайной малости сущности или формы, то возникает вопрос, какими свойствами или качествами обладают эти формы? Те ли это качества, которые наши чувства находят в физических телах окру- жающего нас мира - цвет, теплота, запах, звучание - или, быть может, качества атомов совсем иные? Из высказываний самого Демокрита видно, что, согласно его учению, чувственно воспринимаемые качества тел не существуют в телах в действительности. Различия между телами по цвету, теплоте, вкусу и т.д. не отвечают природе самих вещей. В атомах действи- тельны не эти качества, а только различия между ними по форме, по величине, по порядку и по положению в пространстве. Эти качества, различные у различных атомов, и пустота, в которой движутся обладающие этими качествами атомы,- это все то, что по истине существует в действительности. Высказывание самого Демокрита по этому вопросу - ясное, но, к сожалению, слишком краткое -дошло в цитатах поздних античных ученых Секста Эмпирика и Галена. Секст выписал из Демокрита фразу, где Демокрит говорит: <Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота> [71. VII, 135; 36. С. 224]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||