|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Было бы, однако, ошибкой чрезмерного и необоснованного скептицизма, если бы все трудности, стоящие перед исследователем философии Сократа, были наперед признаны окончательно неодо- лимыми. Философия Сократа - не загадка, к которой нельзя по- добрать ключа. В изображениях Ксенофонта и Платона может быть обнаружено нечто согласное, общее обоим, что обрисовывает Сократа как историческую личность, как мыслителя и диалектика. Первое, что можно в сообщении Платона считать достовер- ным,-изображение воздействия, которое диалектическая беседа Сократа оказывала на его слушателей и собеседников. Ярче всего об этом воздействии говорит выведенный Платоном в <Пире> Алкивиад. <Когда я слушаю его (т. е. Сократа.-В. А.), -призна- ется Алкивиад,-сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими. Слушая Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они хорошо говорят, но ничего подобного не испытывал, душа у меня не приходила в смятение, негодуя на рабскую мою жизнь. А этот Марсий (т. е. Сократ.-В. А.) приводил меня часто в такое состо- яние, что мне казалось-нельзя больше жить так, как я живу> [Symp. 215а -216а]. Из рассказа Алкивиада видно, что главным предметом речей и бесед Сократа были вопросы этики - вопросы о том, как следует жить, а также, что в рассуждениях по этим вопросам способ доказательства и опровержения Сократа отличался необыкновен- ной, неотразимой мощью и силой действия. С рассказом Алкивиада хорошо согласуются и все другие сви- детельства о Сократе. Исключение составляет один только Аристо- фан. Но изображение Аристофана ни в коем случае нельзя рассматривать и использовать как свидетельство современника об историческом, реальном Сократе. Аристофан не философ, не ис- торик и не мемуарист. Он сатирический поэт и публицист, к тому же безмерной силы воображения и выдумки. С исторической действительностью он не только не считается, он ее попирает. Выведенный Аристофаном в <Облаках> Сократ - это великолеп- ный комедийный персонаж^ порождение сатирического гения Ари- стофана и его консервативной политической тенденциозности, но образ этот не вправе претендовать на доверие историка, тем более историка философии, исследующего учение Сократа и его диалек- тику. В <Облаках> Аристофана Сократ лжет, измышляет, как лгут и измышляют софисты, и, как они, болтает и грезит о явлениях природы. Сократ - натурфилософ, Сократ - астролог - озорная выдумка Аристофана, памфлет и безудержная сатира консерватив- ного публициста. Издеваясь над своим Сократом, Аристофан изде- вается над проникшими в Афины интеллектуальными модами: модой на натурфилософию, вроде насаждавшейся здесь Анаксаго- ром, и модой на софистическое просвещение и образование, вве- денной приезжими и частично обосновавшимися в Афинах |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||