Предыдущая страница Следующая страница

Было бы, однако, ошибкой чрезмерного и необоснованного
скептицизма, если бы все трудности, стоящие перед исследователем
философии Сократа, были наперед признаны окончательно неодо-

лимыми. Философия Сократа - не загадка, к которой нельзя по-
добрать ключа.

В изображениях Ксенофонта и Платона может быть обнаружено
нечто согласное, общее обоим, что обрисовывает Сократа как
историческую личность, как мыслителя и диалектика.

Первое, что можно в сообщении Платона считать достовер-
ным,-изображение воздействия, которое диалектическая беседа
Сократа оказывала на его слушателей и собеседников. Ярче всего
об этом воздействии говорит выведенный Платоном в <Пире>
Алкивиад. <Когда я слушаю его (т. е. Сократа.-В. А.), -призна-
ется Алкивиад,-сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у
беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы;
то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими. Слушая
Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они
хорошо говорят, но ничего подобного не испытывал, душа у меня
не приходила в смятение, негодуя на рабскую мою жизнь. А этот
Марсий (т. е. Сократ.-В. А.) приводил меня часто в такое состо-
яние, что мне казалось-нельзя больше жить так, как я живу>
[Symp. 215а -216а].

Из рассказа Алкивиада видно, что главным предметом речей и
бесед Сократа были вопросы этики - вопросы о том, как следует
жить, а также, что в рассуждениях по этим вопросам способ
доказательства и опровержения Сократа отличался необыкновен-
ной, неотразимой мощью и силой действия.

С рассказом Алкивиада хорошо согласуются и все другие сви-
детельства о Сократе. Исключение составляет один только Аристо-
фан. Но изображение Аристофана ни в коем случае нельзя
рассматривать и использовать как свидетельство современника об
историческом, реальном Сократе. Аристофан не философ, не ис-
торик и не мемуарист. Он сатирический поэт и публицист, к тому
же безмерной силы воображения и выдумки. С исторической
действительностью он не только не считается, он ее попирает.
Выведенный Аристофаном в <Облаках> Сократ - это великолеп-
ный комедийный персонаж^ порождение сатирического гения Ари-
стофана и его консервативной политической тенденциозности, но
образ этот не вправе претендовать на доверие историка, тем более
историка философии, исследующего учение Сократа и его диалек-
тику. В <Облаках> Аристофана Сократ лжет, измышляет, как лгут
и измышляют софисты, и, как они, болтает и грезит о явлениях
природы. Сократ - натурфилософ, Сократ - астролог - озорная
выдумка Аристофана, памфлет и безудержная сатира консерватив-
ного публициста. Издеваясь над своим Сократом, Аристофан изде-
вается над проникшими в Афины интеллектуальными модами:
модой на натурфилософию, вроде насаждавшейся здесь Анаксаго-
ром, и модой на софистическое просвещение и образование, вве-
денной приезжими и частично обосновавшимися в Афинах

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna