|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница софистами других греческих полисов - Протагором из Абдер, Гор- гием из Леонтин, Продиком из Кеоса и др. Совершенно иное значение имеют свидетельства о Сократе, оставленные Платоном. Не только действующие лица диалогов Платона рассказывают о Сократе: Сократ сам стоит в центре ряда диалогов, спорит, поучает, опровергает, представляет образцы своей диалектики. Здесь естественно и неизбежно возникает вопрос: что отразилось в этом - платоновском - образе Сократа от Сократа действитель- ного, исторического? В какой мере философия, им возвещаемая, была на деле философией знаменитого афинского учителя? Уже давно было замечено, что в различных диалогах Платона характеристика философии Сократа не остается неизменной на протяжении всей литературной работы Платона. Работа эта про- должалась целых полвека. За это долгое время изменился сам Платон, изменился и философский облик Сократа, выступающего в его диалогах, изменилось приписываемое Платоном Сократу понимание философии и ее задач. Цель Сократа по поздним сочинениям Платона - воспитать в своих учениках философов. Но в это время сама философия отож- дествлялась у Платона с диалектикой. Поэтому задача философско- го учительства позднего Платона состояла в том, чтобы развить в своих учениках прежде всего владение искусством диалектики, которая одна, согласно убеждению Платона, могла привести их к постижению <идей>. Если бы Сократ, которого изображал Платон в диалогах зрелого периода, был историческим Сократом или его двойником, то невозможно было бы понять и объяснить, что нового внес сам Платон в историю греческой и мировой философии. Но к историческому Сократу нас ведут не шедевры зрелого периода Платона, а его ранние диалоги, непосредственно примы- кающие к <Апологии> и <Критону>. Таковы, например, <Лахес>, <Хармид>, <Лизис>. Именно по этим сочинениям Платона мы можем, вглядываясь в изображенного в них Сократа, составить некоторое представление о том, чем была его философия и диалек- тика. Сократ <Апологии> -что понятно, впрочем, уже из практи- ческой цели этого сочинения - предстает пред нами не как мастер и учитель науки и научного мышления. Его <диалектика> - арена, на которой проясняются в ходе наставления этические и только этические представления. Превращение общих определений Сокра- та в логические и диалектические предпосылки всей науки, всего знания - дело не Сократа, а Платона. И все же подход к разработке такой общей |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||